ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

РОЛЬ СЕТЕВЫХ ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ

Автор: Канянина Татьяна Ивановна, Кандидат педагогических наук
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования"
Одна из важнейших проблем современности – социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризующаяся своеобразным кризисом личности, проявляющимся как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей. В условиях новой парадигмы образования решению данной проблемы может помочь использование современных средств ИКТ, в том числе возможностей сети Интернет.

Современная социально – психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, которая проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно – нравственных ценностей. И это одна из важнейших проблем нашего общества. Сегодняшним выпускникам недостаточно обладать широкими и разнообразными знаниями, навыками и умениями. Будущим специалистам  разных областей, в частности в юриспруденции, необходимо иметь творческую инициативу, самостоятельность в принятии решений, конкурентоспособность и мобильность [1,7].

Студенты и  учащиеся стали более активно заявлять о себе, участвуя в различных конкурсах, конференциях как под руководством педагогов, так и самостоятельно. И это стало возможным благодаря расширению информационного поля и использованию возможностей Интернета [2,12]. Формируется новая парадигма образования. И все это, конечно, важно, но возможно лишь при одном условии: сохранении духовности, нравственности, непреходящих ценностей, которые формируют Личность.

Одним из таких конкурсов является  проект на сайте Letopisi.ru  «Святой Александр Невский». Этот проект предполагает проведение разнообразных культурных и просветительских мероприятий, нацеленных на воспитание в подрастающем поколении чувства долга перед Отечеством и уважения к его историческому наследию, и расширяет  жизненный опыт обучающихся, обогащая социально – нравственными, ценностными ориентациями, способствуя воспитанию высоких гражданских качеств.

Проект организован Нижегородским Государственным Педагогическим университетом им. К. Минина. Все этапы проекта включали исследовательские задания по деятельности Александра Невского и  эпохе, которой он принадлежал. Помимо этого, студенты и школьники изучили большое количество сервисов Веб 2.0 для визуализции исследования и ответа на дополнительные задания. Так, на начальном этапе команды участвовали в создании совместной on-line интерактивной газеты «Патриоты земли русской» с помощью сервиса http://padlet.com, заполняли совместный сетевой документ «Кавалеры ордена Александра Невского» с помощью сетевого офоиса Google.

Первый этап был посвящен эпохе Александра Невского - «Не в силе Бог,а в правде». Студенты и школьники выполняли визуализацию эпохи Александра Невского с помощью on-line ментальных карт, причинно-следственных карт, SWOT- анализа.

Второй этап проекта «Александр Невский – полководец». На данном этапе участникам было предложено построить on-line ленты времени «Военные подвиги Александра Невского» с помощью таких сервисов, как dipity.com, timerime.com и др.

Третий этап проекта «Александр Невский - святой» представлял собой виртуальный геокешинг по местам, связанным с именем князя. Было необходимо расшифровать QR-коды, а затем нанести на Google-карту метки с разгаданными памятниками. Так же, предоставлялось возможным сделать интерактивные плакаты, on-line презентации, в которых содержались ответы на проблемные вопросы.

Четвертый этап проекта «Александр Невский - имя России» был посвящен ответу на вопрос: «Почему имя Александра Невского актуально в 21 веке?». Участники создавали видеоролики «Солнце земли русской», подготовили фотографии в совместном веб-альбоме для виртуального фото-флешмоба, посвященного памяти благоверного князя Александра Невского.

На заключительном этапе сетевого проекта «Мы - патриоты России» участники создали on-line газету, где ответили на основополагающий вопрос проекта «Что такое патриотизм?».

Реализация этого проекта – это продолжение вековой традиции, которая всегда обеспечивала нашему обществу успех в преодолении различных трудностей, социальных и других коллизий. Высокая оценка морального духа российского народа в мире – прямой результат непрерывности патриотического воспитания и образования.

Организаторы проекта, обращаясь к истории нашей страны, к подвигам ее героев, стремились вдохновить подрастающее поколение на благие свершения. В самом деле, ведь лучше всего учить на примерах, а не просто рассуждать теоретически. Ссылка на историю, на выдающихся россиян, которые жизнь свою отдавали во имя Отечества — это, наверное, самый убедительный язык, в том числе в общении с молодежью.

Образ святого благоверного князя Александра Невского, именем которого назван проект, неразрывно связан в сознании нашего народа с высшими нравственными ценностями и идеалами: жертвенность, искренняя вера, самоотверженное служение Богу, Отечеству и ближним.

Особенно важно, чтобы у подрастающего поколения уже в ранние годы формировалось стремление приносить пользу не только себе лично, но и содействовать благу других и, в первую очередь, благу своего Отечества. Если чем-то и спасается страна, то только чувством солидарности людей вокруг высших принципов, идеалов, ценностей. Если эта ценностная доминанта в сознании людей разрушается, то общество исчезает и страна становится очень уязвимой. Поэтому очень важно сегодня воспитывать среди наших молодых людей чувство патриотизма, стремление приносить пользу Родине и ближним.

На протяжении всей истории России небесная помощь благоверного князя Александра Невского укрепляла силы и дух русских людей, помогая им трудиться над стяжанием христианских добродетелей. Те духовные начала, которым было посвящено служение святого благоверного князя Александра Невского, могут стать основой консолидации нашего общества и определить в определенной мере вектор его дальнейшего развития.

Сетевые проекты учат самостоятельности, инициативности,  креативному подходу к решению проблем, толерантному поведению, развивают умения работать в команде, то есть способствуют развитию качеств человека 21 века. Это замечательный стимул для творчества и развития, открытие для себя новых идей, вдохновение для дальнейшего поиска и экспериментов не только для ребят, но и для преподавателей. Это путь к новым горизонтам. 

Список использованных источников
  1. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Шевцова Л.А. Социальные сервисы в проектной деятельности педагогов и школьников: Учебно-методическое пособие – Н.Новгород: НИРО, 2011. – 102 с.
  2. Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 – М: НП «Современные технологии в культуре и образовании», 2009. – 176 с.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Дополнительное образование детей
Ключевые слова  Образование, ИКТ, Интернет, сетевой проект, сетевые сервисы Веб 2.0, патриотизм, духовно-нравственные ценности

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.