ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Автор: Толстикова Светлана Борисовна, Грамота Министерства образования Московской области, 2010г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
В статье рассматриваются вопросы проектной деятельности как учебно-познавательной деятельности на уроках информатики с позиции технологии деятельностного метода. Приводятся темы проектных работ учащихся старших классов, участников и победителей муниципальных конкурсов.

Информатика, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) пронизывают все сферы деятельности человека. Каждый ученик, при всей его избирательности в изучении общеобразовательных дисциплин осознает, что использование ИКТ необходимо как для изучения науки, так и для поиска, систематизации, обработки значимой информации, для общения и комфортной жизни в современном информационном обществе.

Деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором учение становится мотивированным, активным и разносторонним, самостоятельной познавательной деятельностью школьников, максимально ориентированной на творчество на всех ступенях обучения, ориентированной на сотрудничество, развитие диалоговых форм общения, что обеспечивает психологический комфорт всех участников образовательного процесса.

Педагог, направляя деятельность ученика по овладению современными средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечивает ученика не только конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, стимулирует процесс восприятия, понимания, отработки по алгоритму необходимых действий, учит ориентироваться в сложных потоках информации, умению ставить своевременные и актуальные вопросы, самостоятельно получать на них объективные ответы, но и предлагает многообразие видов и форм организации деятельности и контроля над действиями учащихся, подготавливает ученика к самостоятельному усвоению части материала  общеобразовательных дисциплин.

Деятельностный метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода (то есть принципов деятельности, минимакса, психологической комфортности, целостного представления о мире, непрерывности, вариативности, творчества), способствует прочности знаний. Об опыте применении деятельностного метода я писала в статье «Применение технологии деятельностного метода на уроках информатики: цели, порядок использования, результаты» [3].

Классно-урочная система обучения, в силу своей специфичности, временной ограниченности, не всегда позволяет педагогу  раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал ряда учащихся, которые в силу своих психологических, возрастных особенностей, ограниченности социально-бытовых условий жизни остаются на репродуктивном уровне получения знаний. Проектная деятельность позволяет расширить рамки урочной деятельности, изменить оценочный подход деятельности ученика, осуществляя в полной мере в технологии деятельностного метода дидактический принцип минимакса – предлагая ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемой зоной ближайшего развития возрастной группы), обеспечивая при этом его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственный стандарт знаний).

Проектная деятельность обучающихся, как совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направлена на достижение общего результата деятельности. Проектная деятельность  развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные компетенции и обязательно должна носить стимулирующий характер. На сегодняшний день различными организациями проводятся большое количество разнообразных тематических конкурсов, как предметные, так и метапредметные. Конкурсы проводятся как на платной, так и на бесплатной основе. Активно вовлекать, мотивировать учащихся к участию может только творческий педагог, дальновидно понимая перспективу такой работы.

Стимулирующий характер проектной деятельности обеспечивается практической направленностью работ: лучшие работы (проекты) используются в других классах при проведении внеклассных мероприятий с участием авторов проектов, как наглядный материал, чтобы дети  ощутили удовлетворение от своей деятельности, всегда носят воспитательный, нравственный характер. 

В нашем городе ежегодно проводятся традиционные, бесплатные муниципальные конкурсы. Темы многих  школьных проектов выбираются и разрабатываются специально к таким мероприятиям, успешно реализуются. С каждым годом число участников увеличивается. Атмосфера творчества, сотрудничества, веры в свои силы, успех, признание результата труда ученика, помогает не только успешно осваивать информационные технологии, расширять кругозор, но и стимулируют повышение мотивации к обучению, позволяют «подтягивать» другие предметы на более высокий уровень. Побуждают учеников,  и учителей создавать проекты по другим дисциплинам.

   Результаты выполнения лучших проектов по информатике, в 2013-14 учебном году, были использованы для проведения традиционных тематических классных часов, согласно плану работы школы (ребята выступали перед учащимися  1-7 классов, с работой «Я выбираю жизнь!», о вредных и полезных привычках; «Вы в нашем сердце навсегда!», о Великой отечественной войне и ее героях, прадедушки одного из учащихся, автора проектной работы), представлены на муниципальных (городских) конкурсах в 2013-14 учебном году: «Мой выбор жизнь и здоровье», (1 участник и 1 победитель, тема «Я выбираю жизнь!», 9 класс), III Научно-практической конференции «Век НАНОТЕХНОЛОГИЙ» (1 призер, тема: «Санкт-Петербург: история, блокада, современность», 9 класс и 2 лауреата: тема групповой работы «Эстафета Олимпийского огня в Коломне», 11 класс), VIII городском творческом конкурсе «Компьютерная графика»-2014 (2 участника и 2 лауреата: тема: «Блокада», 9 класс; «Великобритания», 10 класс), Конкурсе среди школьников 5-11 классов: «Цифровая весна» (2 участника и 1 призер, тема работы: «Займись спортом - стань первым! Конькобежный спорт»), Конкурсе презентаций «Весна Победы» (4 участника и 2 призера: темы: «Битва под Москвой», 10 класс; «Вы в нашем сердце навсегда», 9 класс). Градация наград такая: победитель – 1 место, призер – 2 место, лауреат – 3 место.

   Использование проектной деятельности в рамках деятельностного метода в преподавании информатики позволяет формировать навыки исследовательской деятельности, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения, доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, информационным ресурсам, способствует воспитанию нравственности, созданию эффективной учебно-познавательной среды.

Список использованных источников
  1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 2002 г., с. 13
  2. Толстикова С.Б. Информационно-коммуникационные технологии на уроках информатики: цели и результаты использование, Материалы XXXVI Международной научно-практической конференции Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 3 марта, 2014г. г. Новосибирск. http://elibrary.ru/query_results.asp, http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1254893
  3. Толстикова С.Б. Применение технологии деятельностного метода на уроках информатики: цели, порядок использования, результаты, материалы IV Всероссийская (с международным участием) заочная научно-практическая конференция «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАТИКИ», 1-15 апреля 2014 года, г. Коломна http://www.informatika.mgosgi.ru/files/conf2014/2/Tolstikova.pdf, http://www.informatika.mgosgi.ru/scientific-work/arhiv-avsi/avsi-2014/175
  4. Толстикова С.Б. Проектная деятельность старшеклассников с использованием ИКТ, Материалы XXIV МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ», «ИТО-Троицк-2013», июнь, 2013 года, г.Москва, г.о. Троицк. http://tmo.ito.edu.ru/2013/list_avtor/4259/index.html
  5. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  Информационно-коммуникационные технологии, технология деятельностного метода, проектная деятельность, ИКТ в старших классах, проект, конкурсы, презентация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.