ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Школьная олимпиада как фактор повышения качества алгоритмической подготовки учащихся

Авторы: Гуськова Елена Николаевна, Кандидат педагогических наук, Доцент, Пименова Анна Николаевна
ГАОУ ВПО Московский государственный областной социально-гуманитарный институт
Описывается опыт проведения олимпиад по программированию для школьников на базе ГАОУ ВПО "МГОСГИ".

В настоящее время олимпиадное движение по различным школьным предметам активно развивается и пользуется все большей популярностью среди школьников. Тем более что олимпиадному движению в нашей стране уже более 100 лет. Ещё в XIX веке «Олимпиады для учащейся молодёжи» проводило Астрономическое общество Российской империи; заочные конкурсы по решению математических задач проводились с 1886 года, а во времена СССР городские олимпиады для школьников по математике, физике, химии проводились с 1930-х гг.

Олимпиаду можно рассматривать, как возможность проверить свои силы, проявить себя, получить новые знания, развить определенные способности и выявить новые интересы, а также как тренировку и готовность к сдаче ЕГЭ.

Предметная олимпиада – это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. Олимпиады проводятся для популяризации наук и выявления одаренных и талантливых детей, развития их познавательных интересов.

Решение олимпиадных заданий требует от школьников интеллектуальной грамотности, коммуникабельности, умения быстро принимать решения в стрессовой ситуации, оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи. Чтобы победить в олимпиаде, приходится усердно заниматься  – изучать теорию и тренироваться в решении задач, что подстёгивает интерес к предмету у участников.

Олимпиада по информатике – это чаще всего олимпиада по программированию, которая требует от учащихся знаний логических и математических основ информатики, анализа алгоритмов, информационных технологий, архитектуры компьютера, основ моделирования и компьютерных сетей. Изучить все эти разделы достаточно подробно в рамках школьного курса информатики не предоставляется возможным, так как задача школьной информатики дать учащимся основы дисциплины, а не подготовка учащихся к олимпиаде.

Кафедра информатики Московского государственного социально-гуманитарного института  проводит олимпиады по информатике для школьников с 2011 года. Организаторы олимпиады ставят перед собой следующие цели:

1)     предоставить возможность всем желающим  проверить свои знания в  условиях соревнования;

2)     выявить наиболее подготовленных учащихся, имеющих особые способности и склонности к предмету;

3)     развивать у школьников интерес к научно-практической деятельности;

4)     создать необходимые условия для выявления и работы с одаренными детьми;

5)     активизировать познавательную деятельность  учеников в области информатики.

Ежегодно олимпиада проводится в два этапа.

Iтур – заочный, для участия в котором приглашаются все желающие ученики 10-11 классов. Задания этого дистанционного этапа публикуются на сайте кафедры: http://www.informatika.mgosgi.ru. На выполнение заданий отводится  3-4 дня. После подведения итогов на сайте объявляются результаты.

IIтур – очный, для участия в котором приглашаются наиболее отличившиеся участники  Iтура. Отличившимися считаются не те ученики, которые решили все задания, а те, которые при решении проявили некоторую смекалку. Их решения являются красивыми и содержат, пусть маленькое, но рациональное зерно.

Олимпиадные задания  – это не задания повышенной сложности базового курса, но они и не выходят за пределы школьной профильной информатики. Их решение требует:

– более глубокого теоретического осмысления полученных в школе знаний;

– нестандартного подхода при анализе задач;

– использование методов исследовательской работы.

Для подготовки к олимпиаде можно воспользоваться материалами олимпиад для школьников по программированию Московского государственного областного социально-гуманитарного института, которые отражены в сборнике олимпиадных заданий [2]. Сборник содержит подборку заданий по годам и возможные решения этих заданий. При чем к некоторым наиболее интересным заданиям приведены по два варианта программ.

Опыт проведения олимпиад по информатике для учащихся 10-11 классов показывает, что в рамках изучения информатики по новому стандарту, когда ученик может изучать предмет на базовом или профильном уровне, основной акцент на школьных уроках делается на основы алгоритмизации и программирования, и это позволяет учащимся легко решать нестандартные олимпиадные задачи.

Список использованных источников
  1. Гуськова Е. Н., Пименова А. Н. Школьная олимпиада: вектор совре-менного развития // Актуальные вопросы современной информатики: мате-риалы IV Всероссийской заочной научно-практической конференции (1-15 апреля 2014 г.). – Коломна: МГОСГИ, 2014. – С. 15-18
  2. Сборник олимпиадных заданий по программированию. Материалы олимпиад для школьников по программированию Московского государст-венного областного социально-гуманитарного института // Сост. Гуськова Е. Н., Пименова А. Н. – Коломна: МГОСГИ, 2012. - 45 с.
Вид представления доклада  Стендовый доклад и публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  олимпиада, олимпиада по информатике, программирование, задачи повышенной сложности, методы исследовательской работы

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.