ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ И СПОРТИВНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Автор: Кузнецов Олег Анатольевич, Кандидат физико-математических наук, Доцент
Балашовский институт Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского
Спортивное программирование в настоящее время можно рассматривать как спортивное соревнование, интеллектуальное занятие, и как возможную модификацию олимпиады по информатике. В работе рассматриваются основные особенности олимпиад по информатике, и их возможные направления, а так же принципиальные отличия спортивного программирования от олимпиад.

Олимпиадное движение в образовании, наверное, появилось в тот момент, когда появилось само образование. Именно в рамках предметных олимпиад можно было оценить возможности учащихся по решению сложных или нестандартных задач или задач, решение которых требует большого количества знаний из смежных областей. Информатика, как школьная дисциплина, включающая в себя большое количество различных направлений, породила большое разнообразие олимпиад, которые принципиально отличаются друг от друга. Это и олимпиады по информационным технологиям (http://future4you.ru/, http://2013.volga-it.org/ http://olymp.hse.ru/mmo/2014/mit), в рамках которых проверяются способности учащихся посредством различных программных продуктов создавать конечный документ. И олимпиады по общей информатике, которые напоминают варианты современных средств тестирования, только содержащие более сложные задачи, для решения которых необходимо использовать либо весьма продвинутые, либо нестандартные средства (http://i-olymp.ru/). Нельзя не упомянуть о конкурсах по информатике для начальной школы КИТ (http://konkurskit.org/) или Инфознайка (http://www.infoznaika.ru/). Кроме этого имеется огромное количество конкурсов и олимпиад по частным вопросам информатики и программирования, например олимпиады по проектированию  информационных систем (http://kit-sibstu.ru/events/contests/65-pris-2009.html ) и олимпиады и конкурсы, провидимые фирмами IT-индустрии по знаниям и способам применения соответствующих программных продуктов, например (http://1c-olympiad.prutzkow.com/ ). Как правило, эти олимпиады, хотя и носят систематический характер, но проводятся достаточно редко, поэтому данные мероприятия можно рассматривать, в первую очередь, как средство итоговой аттестации, и только во вторую, как средство для постоянного развития и обучения.

В самом общем случае, под олимпиадой по информатике, понимается именно олимпиада по программированию, в рамках которой за минимальное время нужно решить максимальное количество алгоритмических или математических задач. При этом решение должно быть реализовано посредством некоторого языка программирования, а проверка происходит автоматически на базе некоторой системы, специально предназначенном для проведения турниров - контестеров. И в последнее время количество подобных ресурсов неуклонно растет.

Данные олимпиады проводятся по правилам ACM-IPCI (международной студенческой олимпиады по информатике) с 1977 года и количество команд принимающих участие в этих соревнования  постоянно продолжает расти, при этом неуклонно расширяется география стран, принимающих участие в этих соревнования. Это олимпиадного движения по информатике настолько интенсивно развивается, что появившийся новый термин «Спортивное программирование», который можно рассматривать как новый вид, интеллектуального студенческого спорта. Кроме официальных турниров, проводимых под эгидой ACM-IPCI,  существует огромное количество и других, подобных соревнований, различных, как по уровню сложности, так и по используемому контестеру, так и по призовому фонду. Количество соревнований настолько большое, что список всех предстоящих соревнований постоянно обновляется и располагается по адресу http://clist.by/ .

За последнее время можно проследить колоссальных успех российских команд на подобных соревнованиях. К значимым школам, в рамках которых уже достаточно давно и успешно происходит подготовка студентов к подобного рода олимпиадам можно назвать Санкт-Петербург, Саратов, Екатеринбург, Петрозаводск, Москва, Ижевск. В каждой из этих школ уже достаточно давно сложилась своя метода подготовки, как к личным, так и командным соревнованиям, свой специальный график подготовки, и своя полностью выстроенная методики подготовки.

В настоящее время имеется огромное количество, как бумажной литературы, так и электронных ресурсов, специально предназначенной для подготовки к участию в соревнованиях по спортивному программированию. Всё это позволяет говорить о том, данное направление олимпиад по информатике выросло в отдельный вид интеллектуального любительского спорта, «Спортивное программирование», со своими правилами, лидирующими командами, турнирами, и тренерами. Однако, это, по всей видимости, это единственный вид спорта, который основан на знаниях конечной школьной и вузовской дисциплины.

Огромное количество контестеров, огромное количество соревнований и огромное количество учебников, которые, в той или иной мере, связанны со спортивным программированием могут привести в замешательство любого, даже очень способного, учащегося. Он прийти к выводу, что без дополнительных знаний алгоритмов, например алгоритма Дейкстар, предназначенного для поиска оптимального пути в графе или алгоритма Кнута-Морриса-Пратта, или, тем более, без знаний различных структур данных,невозможно принимать участие в соревнованиях по спортивному программированию и побеждать в них. 

Всё это приводит к мысли, что необходимо современная методика подготовки к участию в соревнованиях по спортивному программированию.

Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  спортивное программирование, контестер, ACM-IPCI, олимпиады по информатике

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.