ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Современный анализ проблемы формирования ИКТ-компетентности в области свободного программного обеспечения у учителей-предметников в системе дополнительного профессионального образования.

Авторы: Паромова Светлана Яковлевна 1, Невская Ольга Васильевна 1, Федорова Юлия Владимировна 2, к.п.н., доцент
1 ГАУО ВПО "Московский институт открытого образования", 2 Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский институт открытого образования» (ГАОУ ВПО МИОО), город Москва
В статье дается тезисный анализ проблемы формирования ИКТ-компетентности в области свободного программного обеспечения у учителей-предметников в системе дополнительного профессионального образования в контексте содержания Государственных программ РФ, мировых тенденций государственных инициатив в области СПО, опыта значимых проектов внедрения СПО в РФ. Указывается ряд объективных причин, по которым система ДПО пока не формирует готовность школьных учителей-предметников к применению СПО в учебном процессе в полном объеме.

Государственные программы Российской Федерации определяют необходимым условием для формирования инновационной экономики повышение качества самого человеческого капитала в результате глубокой модернизации системы образования, включающей: обновление содержания образования; обновление профессиональных педагогических компетенций и повышение уровня подготовки учителей; обновление системы профессиональной подготовки и системы повышения квалификации, призванных гибко меняться в зависимости от требований государства и общества, в современных условиях особое внимание уделяющих вопросам, связанным с информационными технологиями. Развитие ИКТ также оказывает непосредственное влияние на процесс модернизации сферы образования, в том числе - находит свое отражение в среднем образовании, охватывая значимые области системы «ученик — учитель — повышение квалификации учителя»: учебные действия учителя и ученика переводятся в ИКТ-насыщенную среду; возникает необходимость обновления профессиональных компетенций учителя, при этом ИКТ-компетентность учителя выделяется в отдельную составляющую профессионального стандарта учителя. В следствии всего вышесказанного в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) возникает необходимость формирования и совершенствования компетенций в области ИКТ у учителей для осуществления образовательного процесса с помощью динамично развивающихся информационных технологий и уверенной ориентации в информационно-образовательной среде образовательного учреждения, базирующихся на широком внедрении в процессы обучения современных средств ИКТ. Необходимо отметить, что происходящая в условиях ускоренного развития информационных технологий эволюция современной сферы образования в области средств ИКТ приводит к: значительному увеличению количества используемых программных средств в учебном процессе и повышению их роли; появлению и развитию образовательного программного обеспечения; началу процесса миграции системы школьного образования с проприетарного программного обеспечения на свободное программное обеспечение (СПО) как наиболее соответствующее применению в сфере государственного управления, образования и науки. При этом анализ зарубежного опыта государственной политики в области СПО показывает, что одним из факторов достижения ее результативности является направленность государственных инициатив на накопление компетенций в сфере внедрения и использования СПО. К числу стран, успешно внедряющих СПО в систему образования, можно отнести Норвегию, Бразилию, Корею, Испанию. Начавшийся в РФ в конце первого десятилетия XXI века процесс внедрения СПО в работу органов государственной власти (ОГВ) и образования аналогичен процессу внедрения СПО в госсектор и образование многих зарубежных стран и подтверждает важное значение СПО для обеспечения информационной безопасности и технологической независимости страны. В РФ к одной из наиболее значимым государственным инициативам по поддержке СПО можно отнести реализацию целого ряда проектов по переводу ОГВ на национальную программную платформу (РПП) и разработке и внедрению типовых решений для массовых рабочих мест федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), разработке и внедрению типовых решений для предприятий оборонной отрасли; переводу всех российских школ на разработанный базовый пакет свободного программного обеспечения (ПСПО) и т.п. План перехода ФОИВ на СПО и всех российских школ на ПСПО поставил широкомасштабную задачу как внедрения данных программных решений на основе СПО, так и организацию массовой переподготовки, в том числе — преподавателей, по работе с данным видом ПО. При этом в плане перехода ФОИВ и федеральных бюджетных учреждений на использование СПО на 2011-2015 годы [1] содержатся положения общего характера по подходам к обучению СПО, упоминающие, например: разработку и утверждение рекомендаций о составе квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими в области использования информационных технологий с учетом особенностей работы с СПО; разработку и утверждение перечня образовательных программ и учебно-методических материалов, рекомендованных для применения в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, осуществляющих профессиональную переподготовку и (или) повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих. Массовая переподготовка учителей по работе с СПО проводилась в рамках: пилотного проекта «Формирование ИКТ-компетентности педагогического состава образовательных учреждений в области СПО с использованием дистанционных технологий обучения»; федерального проекта «Внедрение пакета свободного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации». Одним из важных значений реализации вышеупомянутых проектов явилось формирование учебно-методической базы системы непрерывного повышения квалификации административно-педагогических и педагогических работников ОУ по применению ПСПО в профессиональной деятельности как методической основы для всей системы ДПО в области СПО [2], широко используемой различными образовательными учреждениями ДПО. Но как показывает практика, несмотря на наличие в системе ДПО ценной методической базы и созданных на ее основе курсов повышения квалификации учителей в области СПО, массовое обучение учителей ПСПО не приводит к готовности школьных учителей-предметников к применению СПО в учебном процессе и широкомасштабному использованию СПО в ОУ на современном этапе. Существует ряд объективных причин, по которым в системе ДПО пока не формируется готовность школьных учителей-предметников к применению СПО в учебном процессе: 1. Обучение СПО в своей основе имеет учебно-методическую базу, разработанную для конкретного базового ПСПО в условиях массового перехода пользователей ПК на операционную систему Linux (OS Linux), в то время как современный этап внедрения СПО в ОУ характерен неполным переходом на СПО, т.е. частичным, с использованием как закрытого, так и открытого ПО, в частности - кросплатформенного ПО, которое и должно широко изучаться; 2. В основе УМК заложено обучение базовому пользовательскому СПО, в то время как необходимо проводить обучение школьному СПО с учетом профессиональной деятельности учителя-предметника, когда учитель выступает не только в роли обычного пользователя, но и профессионала, решающего свои широкие профессиональные задачи; 3. В методической литературе еще не сложились общие подходы к процессам внедрения СПО в школьное образование; 4. Разработанность научно-методической основы системы ДПО в области СПО не соответствует требованиям сегодняшнего дня, т.к. ИКТ-компетентность учителя в области СПО не встроена в систему ИКТ-компетентности педагога. 5. В методической основе курсов повышения квалификации учителей в области СПО заложен технологический подхода, когда превалирует изучение технологических особенностей работы с ПО без учета гуманитарного аспекта использования ПО.

Список использованных источников
  1. 1. Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2010г. № 2299-р «О плане перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения (2011-2016 годы), источник ДогМосквы URL:http://www.educom.ru/ru/works/inform_vnedrenie/spo/ (дата обращения 28.05.2014)
  2. 2. Учебный портал по поддержке внедрения и использования ПСПО в учебном процессе (АйТи) URL: http://pspo.it.ru/mod/resource/view.php?id=19 (дата обращения 28.05.2014)
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Дополнительное образование взрослых
Ключевые слова  ИКТ-компетентность, СПО, ДПО, ИКТ-компетентность учителей-предметников в области СПО

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.