ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Возможности использования графических примитивов libreoffice.draw в курсе информатики средней школы

Использование графических примитивов свободного векторного редактора LibreOffice.Draw возможно в курсе информатики средней школы. Полученные учащимися знания формируют ИКТ-компетентность, дают представление о векторной графике, а также способствуют актуализации знаний из других предметных областей.

p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; }p.western { font-family: "DejaVu Sans",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "DejaVu Sans"; font-size: 12pt; }p.ctl { font-family: "DejaVu Sans"; font-size: 12pt; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); }

На основании утвержденной в конце 2013г. Правительством РФ концепции математического образования [1] необходимо внести изменения в учебные программы средней школы по математике и информатике.

Безусловно, хотелось бы использовать такие программные продукты, которые не только добавляли бы обучающимся определённые практические навыки, но и давали возможность почувствовать межпредметные связи для более глубокого понимания сущности предметов. Одним из наиболее интересных программных продуктов в этом смысле является LibreOffice.Draw

LibreOffice – это свободный многоплатформенный офисный пакет, одной из составных частей которого является векторный графический редактор LibreOffice.Draw

Учитывая, что с инструментами растровой графики учащиеся начальной школы уже знакомы, то, начиная с 5-го класса удобно показать им возможности векторной графики на примере LibreOffice.Draw.

Несмотря на кажущуюся простоту этой программы, она содержит в себе мощные средства для создания и редактирования как 2D-, так и 3D-объектов.

Знакомство с графическими примитивами, входящими в состав векторного редактора, можно начинать с самостоятельного создания учащимися флагов разных стран. Решая эту задачу во-первых, учащиеся начинают “чувствовать” геометрию окружающих нас объектов, а, во-вторых, закрепляются знания, полученные на уроках географии. Кроме того, многообразие флагов и различный уровень их сложности дает возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Очень хорошо подкрепить тему “В мире кодов” [2] практикумом создания различных видов знаков дорожного движения, лаконичность которых хорошо поддается представлению в виде группы графических примитивов, являющихся в основном геометрическими фигурами. Здесь может быть параллельно решена задача изучения знаков дорожного движения, укрепляя тем самым межпредметные связи с курсом ОБЖ.

После первого опыта создания различных объектов из некоторого набора геометрических фигур, когда эти основные фигуры просто расположены рядом, можно перейти к сложению и вычитанию графических примитивов. Такие навыки удобно отрабатывать на создании флажковой азбуки, речь о которой идет в теме “Кодирование информации”. В процессе заданий на сложение и вычитание геометрических фигур у ребёнка формируется способность видеть, из каких фигур можно составить те или иные законченные объекты и что может получиться, если из одной геометрической фигуры вычесть одну или несколько других геометрических фигур. Тем самым учащиеся приобретают навык пространственного восприятия.

Еще одно направление, которое можно отработать, изучая LibreOffice.Draw – это возможности изменения внешнего вида одной и той же фигуры. Часть стандартных графических примитивов имеют опорные точки, благодаря перемещению которых можно изменить визуальное представление фигуры. Таким образом, фигуру “солнце” с кругом большого диаметра посерединие и широкими лучами можно преобразовать в остроконечную звезду с маленьким кругом в центре и острыми длинными лучами.

Векторный редактор LibreOffice.Draw представляет пользователям возможность дублирования объектов. В данном случае дублирование рассматривается как многократное копирование. При этом программа даёт возможность производить дублирование с учётом перемещения вдоль координатных осей, одновременно с этим вращая фигуру на определенный угол поворота и изменяя масштаб первоначального объекта. Все указанные параметры хорошо закрепляют знания, полученные на уроках геометрии. В результате дублирования можно получить огромное разнообразие орнаментов, всевозможных рамок, а также сертификатных сеток. Все полученные варианты можно в дальнейшем использовать для оформления ученических работ.

В качестве итоговой работы по изучению графических примитивов, содержащихся в свободном векторном редакторе LibreOffice.Draw можно предложить учащимся изобразить какой-либо объект из окружающего мира. Один из множества вариантов – это создание снежинки из геометрических фигур, которую нужно изобразить, опираясь на фотографию, выполненную с помощью микроскопа (таких фото достатоточно в сети Internet). В данном случае будут актуализированы знания, полученные на уроках физики, биологии, геометрии.

Только после получения представления о возможностях работы с геометрическими фигурами, можно переходить к созданию кривых Безье и изменению геометрии. В этом случае нужно ориентировать учащихся на формирование полноценных изображений своими руками, благодаря инструментам векторного редактора LibreOffice.Draw. Создавая, например, рисунки героев сказок Сутеева В.Г., учащиеся начинают понимать те значительные изобразительные возможности, которыми богат векторный редактор LibreOffice.Draw. Получая красивый результат, учащиеся приходят к выводу, что очень многие изображения они уже могут выполнить самостоятельно, и нет необходимости тратить время на поиски иллюстративного материала в сети Internet. Ощущая свою компетентность в вопросах создания графических изображений, у учащихся начинает формироваться академическая честность.

Векторный редактор LibreOffice.Draw имеет возможность работы с 3D-сценой. С помощью этих инструментов очень хорошо получаются молекулы, а значит мы получаем первые представления о моделях химических элементов. Есть возможность получения фигур вращения, которые, безусловно, способствуют развитию пространственных представлений.

Таким образом, изучение свободного графического редактора LibreOffice.Draw не только формирует ИКТ-компетентность учащихся, укрепляя знания по предмету “Информатика и ИКТ”, но и позволяет актуализировать знания из других предметных областей.

Список использованных источников
  1. 1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р г. Москва
  2. 2 Босова Л.Л. Информатика. Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004 — 160 с.: ил.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Дополнительное образование детей
Ключевые слова  Векторная графика, свободное программное обеспечение, информатика, графические примитивы

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.