ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

К ВОПРОСУ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ГАОУ СПО Политехнический колледж №8 им. И.Ф.Павлова
Рассмотрены проблемы внедрения нового образовательного стандарта в образовательный процесс. Особое внимание уделено проблеме преподавания профессионального модуля ПМ.03 учащимся колледжей.
Рассмотрены проблемы внедрения нового образовательного стандарта в образовательный процесс. Особое внимание уделено проблеме преподавания профессионального модуля ПМ.03 учащимся колледжей.

2011-2012 учебного года система российского образования применяет государственные образовательные стандарты третьего поколения, которые базируются на новом компетентностном подходе к процессу обучения. В результате обучения студент овладевает не определенным набором знаний и умений, а профессиональными компетенциями. Введение нового образовательного стандарта изменило роль преподавателя в образовательном процессе. Он сейчас не просто лектор, а скорее старший товарищ, который направляет процесс обучения студента. Изменение роли преподавателя, вызвало у многих преподавателей, особенно старшего поколения, определенные проблемы. Преподаватели, имевшие опыт работы в высших учебных заведениях, столкнулись, работая в колледже с проблемой не полного усвоения материала со стороны учащихся колледжа. В институтах не такой большой разницы в уровне восприятия материала студентами, как в колледжах. Особенно остро этот вопрос стоит при преподавании специальных дисциплин, в частности при освоении модуля ПМ.03. «Сопровождение и продвижение программного обеспечения отраслевой направленности». В профессиональный модуль «Сопровождение и продвижение программного обеспечения отраслевой направленности», реализуемый в рамках специальности 230701 «Прикладная информатика (по отраслям)», входят 2 элемента: междисциплинарный комплекс и производственная практика. Спецификой данного модуля можно считать то, что единственный МДК объединяет в себе 4 различных по содержанию направления деятельности: выявление проблем совместимости программного обеспечения, сопровождение программного обеспечения отраслевой направленности, маркетинг и обслуживание, тестирование и настройка программного обеспечения, которые осваиваются последовательно. Со студентами над освоением данного модуля работают 4 преподавателя разной профессиональной направленности – гуманитарной, экономической и технической, но действовать они должны слаженно и грамотно, как один специалист. Одним из подразделов программы явился тематический план профессионального модуля, в котором преподаватели отразили коды профессиональных компетенций, разделы модуля, объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса и прохождение практики. 2.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.03 СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса Производственная практика (по профилю специальности), часов Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося Всего, часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов Всего, часов ПК 1 Раздел 1.Выявление и разрешение проблем совместимости программного обеспечения отраслевой направленности 99 66 60 33 36 ПК 2 Раздел 2.Сопровождение программного обеспечения отраслевой направленности 777 518 204 259 108 ПК 3 Раздел 3.Продвижение и презентация программного обеспечения отраслевой направленности 174 116 70 58 36 ПК 4 Раздел 4. Обслуживание, тестирование и настройка программного обеспечения отраслевой направленности 84 56 30 28 36 Производственная практика (по профилю специальности), часов 216 216 Всего: 1350 1134 364 378 Стандартом специальности 230701 «Прикладная информатика (по отраслям)» предусмотрено, что специалист по прикладной информатике, должен овладеть следующими компетенциями: ПК 3.1. Разрешать проблемы совместимости программного обеспечения отраслевой направленности. ПК 3.2. осуществлять сопровождение программного обеспечения отраслевой направленности. ПК 3.3. Осуществлять продвижение и презентацию программного обеспечения отраслевой направленности. ПК 3.4. Проводить обслуживание, тестовые проверки, настройку программного обеспечения отраслевой направленности Поэтому формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Также преподаватели должны понимать, что помимо элементов академических знаний у студентов необходимо целенаправленно формировать навыки лидерства, принятия решения, создания доверия, коммуникации и управления конфликтами. На этот психолого-педагогический аспект деятельности преподавателей раньше обращалось недостаточно внимания. Другой проблемой становится потребность в универсальности знаний, необходимость перехода от узкоспециальных знаний к обширной компетентностной базе самого преподавателя. Безусловно, для решения данного вопроса можно использовать курсовую подготовку и переподготовку, получение дополнительного образования, самообразование. Но более эффективным решением, на наш взгляд, является стажировка у коллег по конкретному профессиональному модулю, которая даст возможность получить необходимый объем знаний, овладеть базовым понятийным аппаратом, а самое главное – достичь взаимопонимания. Для реализации образовательных программ с учетом требования ФГОС в учебном заведении в обязательном порядке должна быть в наличии необходимая материально-техническая база, которая включает современное оборудование, технику и т.д. Решение данного вопроса позволит добиться высокого качества обучения и воспитания молодых квалифицированных специалистов, при этом учебные средства станут не только источниками знаний, но и средствами управления познавательной деятельностью студентов, одним из главных условий оптимизации процесса обучения и воспитания в целом. Оставив данный вопрос нерешенным, мы не сможем подготовить профессионала должного уровня квалификации. Перестройка учебного процесса на принципах модульности предполагает: - предварительное глубокое междисциплинарное исследование содержания существующих образовательных программ с целью исключения дублирующих фрагментов из учебных дисциплин; - разработку системы реализации профессиональных модулей, которая потребует качественного обновления материально-технической, информационно-библиотечной базы учебного заведения; - повышение квалификации педагогического коллектива в вопросах реализации модульного подхода к обучению. Таким образом, профессиональный модуль, как целевой функциональный узел программы профессиональной подготовки специалистов, характеризуется законченностью, самостоятельностью, комплексностью. Введение данных модулей в ФГОС призвано объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса, совместить в одной организационно-методической структуре дидактических целей логически завершенной единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля. Все это требует большого количества усилий со стороны преподавателя, но, вместе с тем, одновременно позволит оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки учащихся средних учебных заведений.

Список использованных источников
  1. 1. Бронштейн, M.E., Туктарова, Л.Р., Фридман, Г.М. Из опыта внедрения ФГОС СПО III-го поколения в учебный процесс // Проблемы качества образования. Материалы XXII Всероссийской научно-методической конференции 21 мая – 28 мая 2012 г. – Уфа-Москва. – 2012. – С. 300-302.
  2. 3. Ефремова, Н.Ф. Изменения в деятельности педагогов при компетентностном обучении студентов // Проблемы качества образования. Материалы XXII Всероссийской научно-методической конференции 21 мая – 28 мая 2012 г. – Уфа-Москва. – 2012. – С. 127-135
  3. 4. Короткова, Л.Н. Модульно-компетентностная технология формирования компетенций в условиях реализации ФГОС третьего поколения // Презентация. Научно-методический центр профессионального образования. – Республика Марий Эл. – 2012.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее профессиональное образование
Ключевые слова  колледж, сопровождение, продвижение, программное обеспечение, отраслевая направленность

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.