ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

О ВОЗМОЖНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАССОВОЙ ПРАКТИКЕ

Автор: Соколова Надежда Федоровна, Кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАИ, Почетная грамота Министерства образования и науки РФ
Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования
Перечислены основные составляющие, необходимые для применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебных учреждениях России, включая небольшие удаленные от мегаполиса школы, и приведены пути внедрения этих технологий. Представлена оценка возможности внедрения ДОТ и определено отношение к необходимости их использования в массовой практике.

Дистанционные технологии можно отнести к наиболее быстро развивающимся образовательным технологиям. Вместе с тем, не являясь уже инновационными, они до сих пор не стали массовыми. Определим наше отношение к применению этих технологий.

Возможность применения ДОТ в учебном учреждении зависит от:

  • нормативно-правовой базы,
  • материально-технического оснащения,
  • программного обеспечения (ПО),
  • информационных образовательных ресурсов,
  • кадрового состава, владеющего ДОТ.

Рассмотрим каждую из этих составляющих на текущий момент. Основополагающими законодательными документами России для обучения по ДОТ являются новый закон «Об образовании в РФ» и приказ от 9.01.2014 г. N 2 об утверждении порядка применения ДОТ. В соответствии с положениями этих документов ОУ имеют право осуществлять учебную деятельность на основе ДОТ.

Вопрос технического оснащения для ДО перестал быть большой проблемой. Как известно, основой материально-технической базы для наиболее распространенного вида ДО является сервер с выходом в «ИНТЕРНЕТ». Многие учебные заведения имеют такое оборудование. Некоторые ОУ, не имея собственного сервера, арендуют хостинг у провайдеров глобальной сети, что, на наш взгляд, является более предпочтительным. Оплата услуг хостинга доступна даже для небольших школ.

Упростился вопрос приобретения ПО. Развертывание образовательной среды можно проводить на платформах Moodle, Atutor, ELearning Server и т. д. Изучение  ПО показало, что наиболее распространенной в России и используемой за рубежом является бесплатная LMS Moodle. Работа в этой среде не предъявляет особых требований к аппаратной части и программному обеспечению ПК обучающихся и преподавателей. Любому участнику образовательного процесса достаточно иметь ПК или ноутбук с выходом в «ИНТЕРНЕТ» и один из стандартных браузеров сети.

Следующие составляющие, на которых строится обучение–образовательные ресурсы и кадровый состав. Нередко ОР приходится создавать преподавателю самостоятельно, поскольку практически не существует дистанционных курсов (ДК), которые отвечали бы всем требованиям ФГОС и учитывали особенности контингента обучаемых. Преподаватель вначале выступает в роли пед. дизайнера, разрабатывающего контент курса и наполняющего оболочку, а затем – в роли тьютора, сопровождающего обучение. Обычно он помещает в ДК собственные лекции, аудио и видеоролики, тесты, задания и т. д. Считаем, что материалы ДК необязательно должны быть авторскими. Иногда целесообразнее указывать ссылки на внешние образовательные порталы.

Изучить ДОТ преподаватель может, занимаясь очно или дистанционно на курсах повышения квалификации. С июня 2013 г дистанционным технологиям нами обучено более 300 учителей. В качестве итоговой работы слушатели разрабатывали собственный ДК. Многие ресурсы, созданные для различных возрастных групп и разных дисциплин, заслуживают внимания. По отдельным разработкам ведется обучение.

К сожалению, отдельные педагоги негативно относятся к ДО. Думаем, это связано с их представлением о ДО, как лишь обмене информацией между педагогом и учеником на расстоянии. Учащемуся приписывается роль получателя некоторого информационного содержания, заданий или тестов. Организовать деятельность по конструированию знаний обучаемых в этом случае невозможно.

При правильном применении ДОТ доминантой обучения выступает личная продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций. Такой подход обеспечивает интерактивность взаимодействия субъектов образования. Обмен и пересылка информации должны играть роль вспомогательной среды для организации продуктивной образовательной деятельности учащихся. Обучение может проходить синхронно или асинхронно. Личностный, креативный и телекоммуникативный характер образования – основные черты ДО, а цель – творческое самовыражение удаленного ученика.

Использование ДОТ в этом контексте требует новых компетенций учителя. Современному педагогу важно не столько разработать хорошие материалы, сколько уметь методически правильно подобрать теоретические и измерительно-диагностические элементы, выстроить цепочку их взаимосвязи, использовать методы и средства, позволяющие формировать умения у учащихся применять полученные знания. Впрочем, этой кометенцией обязан обладать каждый педагог, не зависимо от того с какой возрастной группой он работает, какие дисциплины преподает и, наконец, обучает он на основе традиционных или ДОТ.

Считаем, что лучшее условие для формирования этой компетенции–разработка контента ДК. Преподаватель, создавший собственный курс, начинает иначе применять инструментарий во время традиционного обучения.

Не предлагаем дружно переводить всех учащихся на ДО, но мы убеждены, что использовать полностью или отдельные элементы ДК важно большинству учителей, а уметь составлять контент ДК обязан каждый российский педагог. Таким образом, применять ДОТ в массовой практике вполне реально, а степень необходимости их использования каждый специалист определяет самостоятельно

Список использованных источников
  1. Приказ от 9 января 2014 г. N 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
  2. Соколова Н. Ф. \ Создание образовательных ресурсов в процессе изучения дистанционных образовательных технологий \\ сб. статей научно-практической конференции «Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в системе непрерывного профессионального образования», Волгоград, 2013
  3. Соколова н. Ф. \ К вопросу формирования информационной компетентности у учителей общеобразовательных школ через создание собственных дистанционных курсов и сопровождение обучения учащихся на их основе \\ материалы III международной научно-практической конференции «Тьюторские практики: от философии до технологии», Волгоград, 2013
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Послевузовское профессиональное образование
Ключевые слова  дистанционные образовательные технологии, образовательные ресурсы, информационно-образовательная среда, дистанционный курс, компетенции преподавателя для обучения на основе ДОТ

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.