ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ

Авторы: Мовчан Анна Евгеньевна 1, Соколова Надежда Федоровна 2, Кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАИ, Почетная грамота Министерства образования и науки РФ
1 МОУ СОШ№45 г. Волгограда, 2 Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования
Разработан дистанционный курс «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» для обучения физической культуре учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных школ. Ресурс создан на платформе LMS MOODLE и размещен в сети «ИНТЕРНЕТ». Содержит информационные и контрольно-диагностические материалы. Апробирован на учащихся средней общеобразовательной школы № 45 г. Волгограда. Приведены отзывы учеников, прошедших обучение.

С целью дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

Как правило, учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе (СМГ) имеют разные виды противопоказаний к занятиям по основной программе. Кроме того, нередко в СМГ входят школьники разного возраста. Это добавляет дополнительные сложности учителям физической культуры. Вместе с тем, несмотря на низкий исходный уровень физической подготовленности этих учащихся, регулярные, небольшого объема и интенсивности занятия физической культурой, им необходимы. Более того, нагрузки должны быть ориентированы на каждого ученика.

В общеобразовательной школе № 45 г. Волгограда проведена экспериментальная работа по использованию дистанционных образовательных технологий (ДОТ) для обучения ребят специальной медицинской группы.

Учителем физической культуры Мовчан А. Е. при поддержке Волгоградской  государственной академии последипломного образования был разработан дистанционный курс  «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», направленный на профилактику заболеваний и укрепление здоровья.

Курс содержит девять разделов, каждый из которых включает следующие информационные и контрольно-диагностические ресурсы:

  • текстовые, веб-страницы и презентации;
  • тесты, позволяющие оценить уровень усвоения теоретического материала;
  • задания, требующие преломления изученного материала через призму своего заболевания. 

Учителем разработана система универсальных заданий, которые с успехом можно применять для разных возрастных групп учащихся с различными видами заболеваний. В первом задании предлагается на основе заключений врача самостоятельно или с помощью родителей сформулировать особенности собственного организма, определить необходимые виды закаливания и составить мини-презентацию (4-5 слайдов), затем отправить ее на проверку учителю. Слайды презентации, составленной в пакете PowerPoint, должны отображать виды закаливания, которые подходят ученику. В рамках следующего задания необходимо согласовать с учителем свой личный план закаливания и комплекс упражнений, составленный на основе предложенных рекомендаций. После изучения темы «Закаливание водой» ставится задача: «Подберите, пожалуйста, несколько фотографий из личного архива, отражающих данный вид закаливания». В этом случае средства предоставления результатов работы ученики могут выбрать самостоятельно, предоставив фотографии на бумажном (или электронном носителе) или приготовив небольшую презентацию.

ДК выполнен на платформе Moodle и размещен в сети «ИНТЕРНЕТ» по адресу http://mvgapkro-7.hosting.parking.ru. Для выявления отношения учащихся к здоровому образу жизни и оценки степени подготовленности детей к закаливанию в начале курса «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» ученикам предлагается ответить на вопросы опроса.  С целью позитивного восприятия электронного ресурса, каждая тема курса дополнена иллюстрациями, содержащими изображения пушистого домашнего животного, выполняющего различные виды закаливания.

В 2013\14 учебном году была проведена апробация ДК на обучающихся специальной медицинской группы МОУ СОШ № 45 г. Волгограда. Эта образовательная технология показала себя как удобная и доступная, значительно повышающая интерес и активность школьников.

Представим отзывы некоторых учеников:

  •  Алена В., 8 класс: «…Очень понравилось! Увлеклась идеей закаливания, даже родителей привлекла! Пошли на Крещение купаться в проруби, теперь регулярно выполняем процедуры всей семьей!».
  • Аделя Ф., 11 класс: «Интересный курс, вся информация изложена понятно и доступно. Особенно понравилось оформление – очень люблю котиков»;
  • Елена П., 10 класс: «Курс понравился, очень удобно и просто получать оценки и знания таким способом. Задания несложные, не требуют много времени и не мешают заниматься другими предметами, но, в то же время, позволяют хорошо закрепить материал».

Все учащиеся специальной медицинской группы аттестованы. Учителя с удовлетворением отмечают повышение интереса к физической культуре, здоровому образу жизни. Экспериментальная работа будет продолжена. Информационно-образовательная среда позволяет преподавателю легко менять контент курса. Планируем добавить в дистанционный курс видео и аудиоматериалы.

Подводя итог, можно сказать, что используя ДОТ при обучении физической культуре детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, учитель получает мощное орудие для пропаганды здорового образа жизни человека и прекрасное средство обучения, реально учитывающее индивидуальный поход к ученикам, для которых это особенно важно.

Список использованных источников
  1. 1. Баранников А. В. \ Оценивание обучающихся, отнесенных к специальной медицинской группе \\ портал «Менеджер образования», № 8, 2012
  2. 2. Соколова Н. Ф. \ Создание образовательных ресурсов в процессе изучения дистанционных образовательных технологий \\ сб. статей научно-практической конференции «Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в системе непрерывного профессионального образования», Волгоград, 2013
  3. 3. Соколова н. Ф. \ К вопросу формирования информационной компетентности у учителей общеобразовательных школ через создание собственных дистанционных курсов (ДК) и сопровождение обучения учащихся на их основе \\ материалы III международной научно-практической конференции «Тьюторские практики: от философии до технологии», Волгоград, 2013
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  дистанционные образовательные технологии, дистанционный курс, специальная медицинская группа, закаливание, здоровый образ жизни

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.