ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОГРАММАХ АКАДЕМИЧЕСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы: Бурыкин Илья Геннадиевич 1, Главацкий Сергей Тимофеевич 2, к.ф.-м.н., доцент
1 МГУ им. М.В.Ломоносова механико-математический факультет, 2 ФГБОУ ВПО Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (МГУ имени М.В.Ломоносова), Москва
Рассматриваются вопросы использования дистанционных технологий для обучения студентов и аспирантов математическим дисциплинам в рамках разрабатываемой коллективом, включающим авторов, системы дистанционных учебных математических курсов.

В настоящее время в высшем образовании происходит переход к альтернативным источникам получения знаний: открытые образовательные ресурсы (OER), системы управления обучением (LMS), массовые открытые онлайн курсы (MOOC), различные учебные платформы, мобильное обучение, социальные медиа – всё это является новыми подходами к обучению. Лидеры в предоставлении академического высшего образования – ведущие университеты, в том числе и МГУ имени М.В.Ломоносова, должны адаптироваться к этой новой для себя среде. При этом университеты должны не только поддерживать доступ к обучению всех желающих, включая системы непрерывного обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации, но и обеспечивать качество результатов дистанционного обучения. Причем задача обеспечения высокого качества результатов дистанционного обучения может считаться приоритетной для классических университетов.

Выбирая те или иные решения в области организации eLearning в Московском университете [1], мы, прежде всего, ставим перед собой задачу создания открытого электронного ресурса, свободный доступ к которому могут получить все желающие, и именно их выбор позволит оценить правильность наших решений при создании учебного контента.

Предлагаемые на механико-математическом факультете МГУ дистанционные учебные математические курсы разрабатываются с применением различных технологий, исходя из потребностей и возможностей обучающихся:

·          либо это курсы, реализованные в рамках системы дистанционного обучения, где обучающимся и преподавателям предоставлен весь спектр традиционных возможностей для поддержки полноценного учебного процесса;

·          либо это – электронная библиотека видео- и аудиозаписей лекций ведущих ученых МГУ (наподобие курсов, реализуемых в проекте “Coursera”).Новые разработки базируются на созданной ранее система дистанционного обучения (СДО) МГУ [2], включающую в себя инновационную технологическую концепцию электронной доски, позволяющую полностью повторить схему проведения классического семинара, когда доска используется одновременно и преподавателем, и слушателями [3].

Как мы уже отмечали, МГУ имени М.В.Ломоносова относится к группе старейших классических университетов, поэтому при создании дистанционных учебных математических курсов особое внимание уделяется согласованию особенностей традиционной университетской системы образования и технологиями дистанционного обучения. В частности, существенно повышается роль контрольных заданий, которые в отличие от онлайн тестов позволяют вести диалог между студентом и преподавателем, а не между студентом и системой управления обучением.

Наличие в Московском университете огромной экосистемы курсов, предназначенных для электронного обучения, диктует необходимость использования единого стандарта для представления научно-образовательного контента. В качестве такого стандарта нами был выбран международный стандарт SCORM 2004 4th Edition Version 1.1. Выбор данного стандарта был обусловлен тем, что SCORM де-факто является отраслевым стандартом для взаимодействия в среде электронного обучения. Таким образом, СДО предоставляет возможность обмена данными с любыми внешними системами, поддерживающими стандарт SCORM.

В экосистеме курсов используется язык, близкий по возможностям к языку TeX. Так же этот язык поддерживает возможности wiki-разметки. Это позволяет как преподавателю, так и студенту общаться не только с помощью графических копий заданий/решений, но и вести диалог через систему напрямую на привычном для математика языке.

В системе дистанционного обучения присутствуют такие коммуникационные возможности, как внутренняя электронная почта и внутренний форум, где модераторами являются преподаватели. При этом внутренний форум, как и почта, также поддерживает возможность общения с помощью языка TeX. Таким образом, студент не оказывается один на один с учебным контентом, а его учебная деятельность постоянно корректируется преподавателем.

Важной особенностью экосистемы курсов является использование технологий баз данных [4]. Идея использования этих технологий заключается в создании общего хранилища контента в рамках Московского университета и предоставлении его для повторного использования, как в рамках отдельного факультета, так и для создания межфакультетских образовательных курсов. Таким образом, общее хранилище предоставляет профессорско-преподавательскому составу возможность делиться готовыми материалами с коллегами. Например, с помощью запросов к общей базе данных преподаватель сможет фактически создавать новый контент, компонуя полученные в результате запросов к хранилищу единицы контента так же легко, как кубики в конструкторе Лего. Подобная технология используется и для создания контрольных заданий и онлайн тестов.

Список использованных источников
  1. Главацкий С., Бурыкин И. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения МГУ. – Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. – 156 c.
  2. Главацкий С.Т. Использование современных компьютерных и коммуникационных технологий в системе дистанционного обучения МГУ / Главацкий С.Т., Адрианов Н.М., Бурыкин И.Г., Иванов А.Б., Одинцов А.А. // Материалы XXI Международной конференции "Применение новых технологий в образовании (28-29 июня 2010 г.)". Троицк, 2010. С. 256-257.
  3. Адрианов Н.М. Инновационные технологии дистанционного обучения на факультете дополнительного образования МГУ / Адрианов Н.М., Бурыкин И.Г., Иванов А.Б., Одинцов А.А., Главацкий С.Т. // Материалы XXIII Международной конференции "Применение новых технологий в образовании", 27 - 28 июня 2012 г. г.Троицк, Московской области. Троицк: изд-во "Тровант", 2012. С. 219-221.
  4. Бурыкин И.Г., Главацкий С.Т. Использование технологий баз данных для поддержки систем дистанционного обучения // Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ-2014): материалы XI международной научно-методической конференции, Екатеринбург 18-20 февраля 2014 г. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, С. 272-279.
Вид представления доклада  Стендовый доклад и публикация
Уровень  Неполное высшее образование
Ключевые слова  дистанционное обучение, интерактивная доска, базы данных, eLearning, SCORM, interactive whiteboard, database

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.