ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ПИЛОТНЫЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ИННОВАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И СИМУЛЯТОРОВ «MENTOR»

Авторы: Кабанов Виктор Алексеевич 1, PhD, Доцент, Знак отличия Минобрнауки "За развитие НИРС", Кужель Станислав Семенович 2, доцент, к.т.н., с.н.с., Соляник Юрий Александрович 3, Председатель цикловой комиссии
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Юго-Западный государственный университет", 2 ЮЗГУ, 3 КМТ
Проанализированы и представлены первичные результаты использования проектных командных и дистанционных форм интерактивного обучения по новому направлении ВПО «Инноватика» в России.

 

Интернет стал важным фактором информационного взаимодействия людей и в повседневной жизни, и в образовательном процессе, и в инновационной деятельности.

Кафедрой управления инновациями ЮЗГУ накоплен значимый полезный опыт командного участия в интерактивных и очных этапах Студенческих конкурсов бизнес-планов инновационных проектов на ежегодных Конкурсах русских инноваций 2008-2012гг, на летних и зимних научно-практических школах в технико-внедренческой особой экономической зоне г. Дубны и бизнес-инкубатора «Политехнический» в Санкт-Петербурге, на Всероссийской олимпиаде по управлению инновационной деятельностью в Нижнем Новгороде.

С 2013г. начат новый проект использования дистанционной поддержки обучения по направлению ВПО «Инноватика» как инструментария развития процесса подготовки магистров-инженеров, бакалавров-инженеров, техников для работы выпускников по профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах» в должностях «Специалист по нововведениям», «Менеджер проекта», «Руководитель проекта» и др.

Основная обучающая часть проекта реализуется в LMS Moodle. Система информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации образовательной программы, составляет виртуальную среду, в которую включены лекции, семинары, практические занятия, курсовое проектирование, тестирование, индивидуальные самостоятельные работы студентов.

В рамках реализации проекта за текущий учебный год дистанционно были апробированы учебные курсы по дисциплинам:

            Основы инновационной деятельности;

            История и философия нововведений;

            Современные проблемы инноватики;

            Методология нововведений;

            Статистические методы в управлении инновациями;

            Маркетинг нововведений;

            Управление инновационными процессами;

Управление объектами интеллектуальных прав;

            Научно-исследовательская работа;

            Научно-исследовательская практика.

Все учебно-методические материалы, учебные пособия, задания, тестовые и контрольные материалы для самопроверки, проверки, подтверждения соответствия результатов обучения требованиям ФГОС формируются деятельностными и продуктивными и размещены на портале ЦИДО ЮЗГУ (https://do.swsu.org). Дистанционная поддержка наполняется графическими, аудио- и видео-интерпретациями контента.Формируется концепция создания самообучаемой экспертной образовательной системы [1] с использованием эксклюзивного интерактивного лабораторного компьютерного тренажера МЕНТОРТМ [2].

Для включенной практической подготовки студентов организуем участие в ряде он-лайн проектов и вэбинаров. В формате Skypeс 2012г. проводим регулярные экспертные он-лайновые обсуждения заявок на венчурное финансирование совместно с менеджерами Национального содружества бизнес-ангелов (НСБА) в рамках подготовки презентационных сессий НСБА для инвесторов, участия в Форуме открытых инноваций, мероприятиях Агентства стратегических инициатив (АСИ), конкурсах УМНИК, БИТ, РОСТЕХНОЛОГИЙ, Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) и др.

Результаты ряда исследований, проведенные в разных странах, указывают на то, что уровень усвоения знаний при активных методах обучения в 3-4 раза выше, чем при обычном обучении.

При проблемно-поисковом подходе обучающиеся могут видеть целостную картину отношений между всеми элементами ситуаций и систем, а обучение предполагает проверку гипотез. Именно этот метод поиска и получения знаний, как результата творческого процесса исследований и экспериментов по изучаемым темам, обеспечивают динамические практикумы «Mentor™» благодаря сочетанию системного анализа, интерактивности и динамики.Симуляторы обеспечивают интерактивность - положительную обратную связь в контуре обучения. А положительная обратная связь усиливает все процессы, и процессы мышления – не исключение [3].

Динамические симуляторы в учебном процессе – это инструмент исследования и проведения экспериментов обучающимися, развивающий творческое мышление и навыки информационно-аналитической работы, и не только в сфере экономики. Эти свойства симуляторов особенно важны в организационно-технической подготовке специалистов в области инноватики, которая по определению ориентирована на будущее - управление нововведениями.

Реализованная в Case study симуляторах «Mentor™» методология проблемно-поискового обучения направлена на развитие системного творческого мышления и формирование практических навыков информационно-аналитической работы управленцев:

·          моделирования проблемных ситуаций и сценариев  их решения;

·       выявления факторов, влияющих на тот или иной процесс;

·       анализа динамики развития процессов;

·       анализа взаимодействия процессов;

·       обобщения и выдвижения гипотез;

·       целостного восприятия проблем;

·       принятия взвешенных управленческих решений.

Учебное средство «Mentor™» сочетает лучшее качество книги-учебника по соответствующей дисциплине - содержательность (в смысле устоявшейся в дисциплине последовательности и состава изучаемых тем, методик, законов, принципов и т.п.) с формированием и подачей содержания в виде образов с помощью информационной технологии системной динамики.

Работа независимых экспертов [4] посвящена анализу комплекта интерактивных тренажеров "MentorTM". По их мнению этот программный продукт призван  объединить преимущества традиционных электронных учебников и обучающих программ, компенсируя при этом такие их недостатки, как отсутствие практической компоненты у первых и теоретической у вторых, помочь обучаемому нагляднее представить закономерности сложных экономических процессов и уяснить для себя внутренние отношения, лежащие в основе тех или иных экономических явлений.

С возрастанием роли дистанционного обучения и его расширения растет практическая значимость динамических симуляторов как средств решении проблемы проведения лабораторных занятий не только в компьютерных классах ВУЗов, но и в домашних условиях студентов, обучающихся на расстоянии.

Список использованных источников
  1. Тихонов Д.О. Подходы к созданию самообучающихся экспертных образовательных систем // Применение инновационных технологий в образовании: Материалы XXIV международной конференции. Троицк. 2013.
  2. Кужель С.С. Итоги дискуссии «Роль преподавателей во внедрении проблемно-поисковых средств обучения» // Educational Technology & Society. 2002. №5.
  3. Кужель С.С., Кужель О.С. Информационные технологии - средство развития системного творческого мышления. Educational Technology & Society, № 1, 2002, 264-274.
  4. Сосновский С.А., Агеев А.Г., Колосов О.В., Комплект интерактивных тренажеров "Mentor™ -Микроэкономика": опыт использования (обзор программного обеспечения), Educational Technology & Society - 2001- V.2, № 4.- с. 217 - 222.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.