ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСОВ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» И «ПРАВО»

Автор: Цветкова Оксана Николаевна, иное, Почётный работник общего образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы "Гимназия № 33"
Статья посвящена перспективам и проблемам преподавания курсов обществознания и право в 10-11 классах образовательных учреждений с применением электронных образовательных ресурсов и дистанционного обучения.
Электронное обучение – это будущее образования

Курсы «Обществознание» и «Право» в старшей школе являются очень актуальными как для самих учащихся, так как достаточно большое количество учеников выбирают предмет обществознание для сдачи в форме ЕГЭ. Кроме того курсы Обществознание и Право обладают колоссальным потенциалом для формирования мировоззрения выпускников школ, приобретения ими необходимого социального опыта. Для государства потенциал этих предметов так же высок, ведь именно в рамках этих учебных курсов происходит процесс формирования политической и правовой культуры молодых граждан России. Однако, существует достаточно много проблем в области их преподавания:

1.        по-прежнему нет профильного учебника курса «Обществознание», который бы устраивал бы всех участников образовательного процесса (в Приказе Министерства образования и науки РФ«Федеральный список учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ на 2014-2015 учебный год нет ни одного профильного учебника «Обществознание»)

2.        Материал учебников достаточно быстро «устаревает», так как авторы и издательства просто не успевают вносить соответствующие изменения в стремительно меняюшейся ситуации в России и в мире (например, Россия вновь возвращается к смешанной избирательной системе).

3.        Тексты, размещенные в учебниках достаточно трудны для учеников, так же в учебниках не хватает фактического материала (ученики с трудом приводят примеры. иллюстрируя те или иные положения курса, особенно по праву), не достаточно материала и для подготовки к экзаменам.

Ученикам, которые нацелены на углубленное изучение курса, готовятся к участию в олимпиадах по праву и обществознанию, материала учебника явно недостаточно.

Данную ситуацию может скорректировать электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий.

Собственный педагогический опыт по данному направлению включает в себя следующие аспекты:

В течение ряда лет я собираю, систематизирую (по уровням, по классам, по темам и пр.) олимпиадные задания по обществознанию и праву. Электронный пакет таких материалов, рекомендаций по решению заданий размещен на автоматизированном рабочем месте учителя. По мере необходимости данным материалом могут воспользоваться ученики, которые готовятся к олимпиадам. Ученики могут работать с данным материалов индивидуально (план работы как правило составляется совместно: ученик, учитель, родители), так и в мини группах. Ученики так же могут скачать материал для работы дома. Учитель пополняет электронный ресурс, консультирует и сопровождает ученика. Данный опыт работы в гимназии используют так же учителя биологии, химии. Результат – успешное участие учеников в олимпиадах всех уровней.

 С 2013-2014 учебного года на сайте Областного центра дополнительного образования учащихся Костромской области в разделе «Дистанционная школа» размещен дистанционный курс, автором которого я являюсь «Основы правовых знаний». Курс рассчитан на учеников 8-11 классов и направлен на решение задач: углубление знаний учеников по праву, подготовка к ЕГЭ по обществознанию, подготовка учеников к олимпиаде по праву1. Курс включает в себя 9 тем, оформленных в виде гипертекста (текст, схемы, таблицы, задания), тесты и задачи по каждой теме. Интерес к курсу среди учеников Костромской области оказался достаточно высоким, так на курс было зарегистрировано 77 учащихся, полностью выполнили программу курса 75 % учеников.

 В 2014-2015 учебном году планируется организация электронного обучения учащихся гимназии по основным образовательным программам начального, основного и среднего общего образования. В начале планируется организация такого обучения как эксперимент (изучение отдельных тем курса или блоков отдельными учениками). По мере освоения технологии электронного обучения объем изучаемого материала и доля учеников, использующих ресурсы дистанционного обучения будет расти.

 

Конечно, дистанционное обучение имеет свои риски, которые необходимо иметь ввиду при его организации.

Во-первых, дистанционное обучение требует большой самоорганизованности от учащихся, умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Не все ученики к такой деятельности готовы. Поэтому, роль учителя-предметника, роль классного руководителя, роль родителей будет, особенно на первых порах очень велика. Возможно вместе с учащимся и родителями составить план работы по освоению содержания курса, отчетности усвоения материала (сроки, формы и пр.)

Во-вторых, от учителя-предметника потребуются дополнительные усилия по наполнению курса методическим, дидактическим  материалом, что увеличит и без того большую нагрузку на педагога. Кроме того, время будет тратиться на проверку работы учеников на курсе, дополнительные консультации, обсуждение вопросов на форумах.

В-третьих, материал, размещенный на ресурсе электронного обучения необходимо постоянно обновлять (особенно контрольный и проверочный), так как иначе будет присутствовать эффект списывания школьниками заданий у тех, кто уже прошел курс обучения.

Но за электронным обучением будущее

Список использованных источников
  1. 1. Сайт дистанционного обучения ОГКОУ ДОД КО ЦДОД "Одаренные школьники" http://ds.cdoosh-kos.ru/
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  Электронное обучение, дистанционные технологии, обществознание, право

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.