ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Автор: Дзюба Ирина Александровна, Кандидат физико-математических наук, Доцент
Академия последипломного образования
Реализуемая Академией последипломного образования с 2010 года дистанционная форма повышения квалификации педагогических кадров Республики Беларусь подтвердила свою эффективность в современных условиях.

Кодекс Республики Беларусь об образовании предусматривает возможность реализации образовательных программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов не только в очной, но и в дистанционной форме получения образования. С 2011 года в Академии последипломного образования начата реализация образовательных программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования республики в дистанционной форме. В 2014 году количество предлагаемых оригинальных дистанционных программ выросло до 20 (причем некоторые из них реализуются в течение года неоднократно) (для сравнения: в 2011 году предлагалось 2, 2012 – 5, 2013 – 8 дистанционных повышений квалификации).

Следует также отметить знаковые для педагогической среды республики изменения в нормативных документах. Новая редакция Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования) (Постановления Министерства образования Республики Беларусь №101 от 22.08.2012, №20 от 26.03.2014) обуславливает необходимость массовой подготовки педагогов к сдаче квалификационного экзамена на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, а также новой квалификационной категории «учитель-методист» (особенности информационного сопровождения процесса аттестации педагогических кадров Республики Беларусь на основе современных сетевых информационных технологий были представлены на прошлогодней конференции [1]). Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых» (с дополнениями в редакции постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2014 г. № 253) предусматривает, что срок повышения квалификации педагогическими работниками учреждений образования, реализующих образовательные программы дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, в очной форме получения образования составляет не более 1 недели. Необходимость рассмотрения в рамках повышения квалификации широкого круга вопросов, признанных органами управления актуальными для всех категорий педагогических, наличия на очном этапе резерва учебного времени для проведения практикоориентированных занятий, в том числе с посещением слушателями учреждений образования в рамках повышения квалификации, сохранения содержательного качества предлагаемых образовательных программ обуславливает целесообразность использования комбинированной формы обучения, при которой очные аудиторные занятия и выездная практика сочетаются с различными вариантами самостоятельной работы слушателей повышения квалификации с электронными ресурсами и в среде дистанционного обучения.

Очевидно, что слушатели, приступающие дистанционному повышению квалификации, должны не только иметь зарегистрированный личный электронный почтовый ящик и возможность в период обучения регулярно использовать персональный компьютер для выполнения предусмотренных учебной программой заданий, но и владеть современными информационными компьютерными технологиями на уровне квалифицированного пользователя. В этом смысле в качестве объективного показателя готовности к обучению в дистанционном режиме может служить наличие у педагога сертификата квалифицированного ИТ-пользователя в категории «Учебно-воспитательная работа» или «Административная работа». Сертификация педагогических кадров Республики Беларусь как квалифицированных пользователей информационных технологий – продолжающийся почти 6 лет национальный образовательный проект, направленный на оценку и развитие специфических профессиональных компетенций в области информационно-коммуникационных компьютерных технологий [2]. По данным на 15 мая 2014 года сертификационный экзамен успешно сдали почти 50 000 руководящих работников и специалистов учреждений дошкольного, общего среднего, специального, дополнительного и профессионального образования Республики Беларусь (более 40% от общего количества педагогических кадров этих учреждений).

В академии опробованы несколько организационных моделей повышения квалификации в дистанционной форме. Все они предусматривают очную часть в объеме не более 50% учебного времени. Аудиторные (очные) занятия могут проводиться на начальном этапе обучения, а зачет выставляется по итогам выполнения контрольных заданий в дистанционном режиме, либо аудиторные занятия (в основном в виде круглых столов и тренингов) организуются на завершающем этапе обучения, в качестве итоговой формы аттестации при этом обычно используется защита выпускных работ.

Дополнительную информацию о предлагаемой тематике и сроках повышения квалификации в дистанционной форме можно получить на официальном сайте ГУО «Академия последипломного образования» (http://www.academy.edu.by) или на сервере дистанционного обучения (http://do.academy.edu.by).

Уровень  Дополнительное образование взрослых
Ключевые слова  дистанционное повышение квалификации

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.