ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ОБЛАКО КАК ОСНОВА ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Авторы: Оськин Аркадий Филиппович 1, Кандидат технических наук, Доцент, Нагрудный знак "Выдатнiк адукацыi" Министерства образования Республики Беларусь, Оськин Дмитрий Аркадьевич 2
1 Полоцкий государственный университет, 2 Полоцкий государственный университет (до 09.2013) Белорусский государственный экономический университет (с 09.2013)
В работе описывается информационно-образовательная среда высшего учебного заведения, базирующаяся на облачных сервисах. Проанализированы различные облачные платформы и сделан выбор в пользу Google Apps for Education.. Сформулированы условия, определяющие концепцию построения системы дистанционного обучения ПГУ. Приведены результаты апробации разработанной системы.

Начавшаяся в высшей школе Республики Беларусь реформа требует от профессорско-преподавательского состава вузов новых  подходов к организации и ведению учебного процесса. Всё более важную роль начинают играть информационно-коммуникационные технологии, используемые для поддержки учебного процесса.  В этих  условиях отличным решением для вуза может оказаться активное использование для информационной поддержки учебного процесса технологий  cloud computing  или облачных вычислений.

Начиная с 2007 года в Полоцком государственном университете ведутся эксперименты по применению облачных вычислений в учебном процессе. Эта работа стала особенно актуальной с сентября 2011 года, после того, как ректором университета было принято решение об открытии в ПГУ, начиная с сентября 2013 года, подготовки специалистов по дистанционной форме обучения. Была сформирована рабочая группа, в состав которой вошли авторы настоящей статьи. Первой задачей, поставленной руководством университета  перед рабочей группой, был выбор  системы управления обучения (LMS - Learning Management System)- платформы для развертывания  дистанционной формы подготовки специалистов.  Был проведён сравнительный анализ наиболее популярных в республике  LMS, систем Moodle и ATutor, и платформ на основе облачных сервисов-  Live@Edu  и Google Apps for Education.

Проанализировав возможности сравниваемых систем, мы остановились на платформе Google Aopps forEducation. Решающим доводом в пользу такого выбора стал тот факт, что с приложениями, развернутыми  на основе этой платформы хорошо интегрируются с мобильные устройства с операционной системой Android, широко распространенные в студенческой среде.

Вокруг Google Apps forEducationсформировался пул независимых разработчиков, создающих приложения, использующие функциональные  возможности этой платформы. Разработанные приложения верифицируются командой Google Apps forEducation, и помещаются в хранилище (Google Apps Marketplace). Протестировав приложения из раздела EDU этого хранилища, мы выбрали два программных продукта, легших в основу создаваемой нами системы дистанционного обучения. Это приложения myBrainshark [1] и Engrade Gradebook [2].

Приложение myBrainshark позволяет  разместить в облаке созданную в формате PowerPoint презентацию, добавив к ней, при необходимости, звуковое сопровождение. После этого можно  внедрить презентацию в создаваемую Web- страницу или пригласить на её просмотр группу студентов, отправив каждому из них приглашение по электронной почте.

Приложение Engrade Gradebook хотя и позиционируется его разработчиками как электронный журнал успеваемости, является по сути дела, полнопрофильной системой управления обучением.

В соответствии с “Кодексом о высшем образовании”, действующим в нашей Республике  с 1 сентября 2011 года, дистанционное обучение является одной из форм заочного образования. 

При таком подходе, основной функцией разворачиваемой в Полоцком государственном университете системы дистанционного обучения, становится информационная поддержка заочного обучения. Мы также предполагали, что созданная система будет использоваться и в учебном процессе дневной формы обучения.  Сформулированные условия определяют концепцию построения системы дистанционного обучения ПГУ, в основу которой положены следующие положения.

1. Все рубежные и итоговые контрольные мероприятия -курсовые экзамены и зачеты, государственные экзамены, зашита курсовых/дипломных проектов/работ, проводятся ОЧНО, в стенах Полоцкого государственного университета.

2. Все лабораторные и практические занятия, связанные с использованием специального лабораторного оборудования, также проводятся ОЧНО, во время экзаменационно-лабораторных сессий.

3. Вместо проводимых в настоящее время “Дней заочника”, организуются и проводятся в соответствии с графиками, разработанными деканатами, групповые online- консультации или Web- семинары (вебинары).

4. Академические часы, запланированные  для чтения лекций, отрабатываются преподавателями в форме online дежурств, в соответствии с графиками, разработанными деканатами.

На установочной сессии студенты регистрируются в рабочих группах  (классах – по терминологии приложения Engrade Gradebook). Каждая рабочая группа соответствует одной изучаемой дисциплине.

При этом студент получает:

1. Идентификационный код и пароль для доступа в рабочие группы;

2. Набор электронных учебно-методических комплексов по всем учебным дисциплинам текущего семестра;

3.  График online- консультаций и вебинаров по всем учебным дисциплинам текущего семестра;

4.  Руководство пользователя системы дистанционного обучения.

Описанная технология была апробирована в течение 2012/2013 учебного года путём организации on-line взаимодействия со студентами четвертого курса дневной формы обучения специальности 40.01.01- «Программное обеспечение информационных технологий». Итоги экзаменационной сессии подтвердили высокую эффективность предлагаемой  технологии.

Список использованных источников
  1. Online and Mobile Video Presentations [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.brainshark.com – Дата доступа: 25.05.2014
  2. Engrade.Unifying education [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.engrade.com – Дата доступа: 25.05.2014
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  информационно-образовательная среда, облачные технологии

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.