ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению

Автор: Кучинский Виктор Францевич, Кандидат педагогических наук, Доцент
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»
Рассматривается проблема дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению, адаптация и индивидуализация обучения на основе технологии укрупнения дидактических единиц, личностно-ориентированный подход к организации процесса обучения.

 

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)по зрению в школе – задача, требующая от государства и общества значительных усилий социально-экономического, законодательного и морально-нравственного характера. В силу того, что многие дети с ОВЗ по зрению зачастую имеют сложную сочетанную патологию (нарушение слуха, речи, опорно-двигательного аппарата), они не имеют возможности  регулярно посещать школу. Органы здравоохранения и образования для этих детей определяют обучение на дому. Широкое внедрение компьютерных средств позволяет осуществлять дистанционное обучение. В системе российского образования назрела необходимость создания доступной среды для обучения детей с ограниченными возможностями по зрению в массовой школе, для интеграции их в общество и успешной социализации.

Дистанционное образование требует оптимизации форм и методов обучения, адаптации существующих школьных программ для освоения соответствующих предметов в условиях дефицита учебного времени.

Нашей задачей стала разработка методической модели дистанционного обучения детей с ОВЗ по зрению, адаптированной с помощью технологии укрупнения дидактических единиц (УДЕ). В основу отбора учебного материала, его структурирования и последующего построения учебного процесса нами была взята технология УДЕ. Система взаимосвязанных методических приемов этой технологии позволяет в максимальной степени адаптировать содержание и процесс обучения, значительно сократить время на овладение школьной программой [1].

Процесс дистанционного обучения детей-инвалидов несколько отличается от привычного. Обучение происходит индивидуально или в малых группах (до 5 человек). Использованная организация учебного процесса предполагает постоянную двустороннюю связь учащегося и сетевых педагогов или классного руководителя. Учитель предметник осуществляет интерактивное обучение, максимально индивидуализированное и осуществляет тьюторскую поддержку в поиске учебной информации и методическом сопровождении обучения школьника.

Анализ проблемы дистанционного обучения детей с ОВЗ по зрению указывает на целесообразность применения коррекционного и адаптационного подходов к построению образовательного процесса для этой категории учащихся.

В основу построения методической системы дистанционного обучения (ДО) на основе технологии УДЕ были взяты дидактические принципы: принцип системности на всех этапах разработки и внедрения, принцип индивидуализации обучения и интерактивности, принцип интенсификации обучения, определяемый спецификой работы с контингентом детей с ослабленным здоровьем. Валеологический подход к обучению детей с особыми требованиями был положен в основу реализации разработанной методической системы.

Методическая система ДО направлена на учет всех компонентов сложного процесса обучения: цели, содержание, организационные формы и способы оценки. Особое внимание в процессе обучения уделяется мотивации обучения на основе индивидуального подхода, определения уровня обученности.

Внедрение разработанной методической системы в образовательный процесс потребовало создание дидактических материалов в электронной форме, отбора ресурсного материала, в том числе видеоматериалов виртуального эксперимента, отбора источников информации в Интернет, адаптацию материала учебников для понимания слабыми учениками.  Разработка тематического и поурочного планирования уроков потребовала целенаправленного включения методических приемов укрупнения.

В основу программ дистанционного обучения школьников положена идея крупноблочного изучения учебного материала, в которых содержание учебного материала представляется в законченных дидактических единицах, усвоение которых направлено на системное усвоение знаний. Внедрение и апробация методической системы на предметах естественнонаучного цикла показало, что учебные задания для обычных общеобразовательных школ, дети с ограниченными возможностями здоровья по зрению более медленно выполняют, им требуется большее число аналогичных действий для закрепления материала. В ходе опроса и анкетирования были выявлены условия достижение понимания учебного материала. Они заключались в следующем:

·       задания должны быть разнообразными, но информационно связанными в систему;

·       учебный материал должен включать разные формы наглядного отображения;

·       использование приемов сравнения наглядными средствами;

·       задания для самостоятельной работы должны предусматривать построение простых таблиц, матриц;

·       материал должен носить преимущественно прикладной характер (развитие мотивации).

Практика обучения учащихся с ОВЗ по зрению показала необходимость перераспределения умственной активности в течение урока, использования игровых моментов, игры на релаксацию. Выбор учеником уровня учения, индивидуального темпа обучения, объема учебной информации, а также возможность в предметном обучении овладевать компетенцией работы с компьютером, Интернет-источниками – все это важно для социальной адаптации этой категории детей.

Список использованных источников
  1. Емцова О.М., Кучинский В.Ф. Дистанционное обучение химии детей с ограниченными возможностями здоровья // «Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. - 2013. - Вып. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА. ЮВЕНОЛОГИЯ. СОЦИОКИНЕТИКА. - № 3. - С. 15-18.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  индивидуальный подход, дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, адаптация учебных программ

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.