ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДИСТАНЦИОННОМ УЧЕБНОМ КУРСЕ

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования"
В статье представлены рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в дистанционном учебном курсе, включающих использование корригирующих упражнений, активных методов обучения, образовательных технологий и пр.

В настоящее время наблюдается актуализация проблемы нейтрализации негативного воздействия вредных факторов на состояние здоровья обучающихся в дистанционном режиме. Анализ научно-методической литературы показал, что к основным вредным факторам, влияющим на состояние здоровья учащихся в связи с использованием ИКТ следует отнести: зрительное напряжение, психическое напряжение, физическое напряжение, связанное со статическим напряжением мышц пользователя компьютерных технологий. В условиях дистанционного обучения проблема безопасной работы с компьютером приобретает особое значение, поскольку преподаватель и обучаемый разделены пространственно. В связи с этой особенностью при обучении в дистанционном режиме использование здоровьесберегающих технологий приобретает свою специфическую окраску.

Здоровьесберегающие технологии определяют, как комплекс  педагогических приемов, методов, технологий, обеспечивающих сохранение здоровья учащихся в учебном процесе [1, с. 7].  Обучение  учащихся в дистанционом курсе (например, на платформе Moodle) должно сопровождаться системным применением здоровьесберегающих технологий. В научно-методической литературе рекомендуется проводить гимнастику для глаз и пальминг перед занятием с компьютером, в середине занятия выполнять физкультминутку, по его окончании – пальчиковую гимнастику и упражнения на снятие общего утомления. Подробную информацию о  вариантах проведения  физкультминуток можно найти на сайте Информатика в начальной школе: здоровье ребенка и компьютер. http://detipc.narod.ru/st10.html

Размещение в дистанционном учебном курсе презентаций, видеороликов, содержащих элементы гимнастики для глаз, физкультминуток, самомассажа, дыхательных упражнений, приемов релаксации позволяет предотвратить развитие утомляемости и повысить работоспособность учащихся. Нелишним будет введение небольших пауз с прослушиванием классической музыки (Моцарта, Чайковского, Шопена и др.), которая, как известно, оказывает существенное воздействие на самочувствие человека. Подобрать оптимальный музыкальный фрагмент  поможет информация, размещенная на сайте  http://alicepush.ucoz.ru/index/0-5.

Для обеспечения комфортных условий пребывания учащихся в дистанционном курсе необходимо подробно в минутах прописать все этапы каждого дистанционного занятия, включая «паузы здоровья» в маршрутном листе.

Использование активных методов обучения (деловая игра, мозговой штурм, тренинги), и образовательных технологий (проектная деятельность, обучение в малых группах, разноуровневое обучение) позволяет повысить эффективность учебного процесса,  способствует мотивации обучаемых. Активизация работы учащихся обеспечивается вовлечением их в обсуждения проблемных вопросов по тематике курса в чатах и форумах, выполнением самостоятельных творческих работ, заданий в разнообразных инструментальных средствах дистанционного курса (глоссарий, база данных, вики). Организация форумов, в которых  проводится рефлексия  собственной деятельности учащимся в рамках курса и деятельности других обучающихся является  обязательным условием  успешного усвоения  знаний, способов деятельности и мотивации.  

Необходимо разработать памятку для детей и их родителей о негативных факторах и способах диагностики, профилактики, коррекции нарушений в состоянии здоровья, связанных с использованием компьютера, а также - по безопасной работе в Интернете.  Важную роль играют способы контроля за временем пребывания ребенка с компьютером и доступом в сеть Интернет. Контроль со стороны родителей чаще всего осуществляется с помощью специальных программ, например, КиберМама™, Интернет Цензор, Time Boss  и другие. Педагог может использовать для этого программу-коммуникатор Skype. Развитие навыков самоконтроля  учащихся  обеспечивается проведением тренингов, подготовкой ими проектных работ по проблемам сохранения здоровья пользователей персональных компьютеров.

                Таким образом, обучение в дистанционном курсе сопровождается нагрузкой на зрение, опорно-двигательный аппарат, нервную  систему, что требует  применения разнообразных здоровьесберегающих технологий. Описанные технологии  способствуют успешному овладению учащимися  знаниями, умениями и навыками , а также - минимизации воздействия на здоровье учащегося вредных факторов  в процессе использования ИКТ.

Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Дополнительное образование детей
Ключевые слова  Дистанционный учебный курс, здоровьесберегающие технологии

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.