ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ФОРМАТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования"
Актуализируется проблема качественной подготовки электронных учебных текстов к использованию в формате дистанционного обучения с учетом особенностей их восприятия и усвоения, определяются основные требования к оформлению и языку электронных материалов

На современном этапе развития общества формат дистанционного обучения с каждым годом становится все более востребованным в силу присущей ему индивидуализации и персонализации обучения, гибкости и доступности. Электронные учебные тексты –неотъемлемая составляющая контента дистанционного курса, в связи с чем проблема  подготовки электронных текстов занимает важное место в разработке курса в целом. К сожалению, практика показывает, что зачастую электронные тексты оформляются в соответствии  с требованиями, предъявляемыми к текстам печатным, в результате чего специфика дистанционного обучения и особенности восприятия электронных текстов не учитываются. Для электронного текста существуют свои правила, которые позволяют сделать чтение с экрана комфортным и эффективным с точки зрения восприятия, осмысления и усвоения материала.

Электронный учебный текст должен иметь более детализированную структуру, по сравнению с печатным текстом. Рекомендуется уже на первых этапах моделирования дистанционного курса определить точный перечень всех разделов и тем,  глав и параграфов. Один электронный документ должен соответствовать одному параграфу. Если тема содержит несколько законченных смысловых частей, ее лучше разбить на параграфы, поскольку большой объем текста затрудняет различимость этих смысловых частей. Каждый параграф должен содержать необходимый и достаточный материал по конкретному узкому вопросу. Объем параграфа рекомендуется делать не более 2-3 страниц при длине строки в 50-70 символов. Широкий параграф хоть и обеспечивает высокую скорость чтения, однако при этом глаза устают быстрее. Эффективным средством повышения качества восприятия является разделение массива текста на абзацы, при этом необходимо придерживаться правила «один абзац – одна мысль», что позволяет делать паузы для осмысливания материала. Оптимальная длина абзаца – 5-7 строчек. Важным элементом структуры электронного текста является наличие заголовков и подзаголовков. Лучше всего использовать тематические заголовки, акцентирующие основную проблему текста, которые  полно, точно и достаточно отражают содержание представляемого материала.

На качество восприятия электронного текста оказывают влияние  гарнитура, кегль и начертание шрифта. Необходимо учитывать, что в печатном варианте легче читается шрифт с засечками, как, например, TimesNewRoman, Cambria, а в электронном  - шрифт без засечек (например, Arial, Calibri). В электронном тексте крайне нежелательно использовать оба названных типа шрифта, исключение может быть сделано лишь для выделения заголовков. Размер шрифта должен быть не менее 14 пунктов, при этом следует учитывать гарнитуру выбранного шрифта. Не следует злоупотреблять использованием курсива, поскольку он снижает читабельность текста. Чтение и восприятие  электронного учебного текста облегчает  правильный подбор интервалов. Наиболее оптимальным размером междустрочного интервала в данном случае признается размер, равный 1,15 – 1,5. В то же время выбор интервала определяется особенностями используемого шрифта. Рекомендуется использовать интервал между абзацами, что позволит их зрительно отделить друг от друга.

Использование цвета в электронных текстах приветствуется, однако необходимо придерживаться некоторых требований. Рекомендуется использовать не более 2-3 основных цветов, при этом следует избегать ярких и насыщенных красок, поскольку они могут вызвать раздражение у читающего, будут рассеивать внимание и отвлекать от содержания. Цветом могут быть выделены заголовки и подзаголовки, текстовые блоки с важной информацией, термины и ключевые понятия, имена, географические названия, исторические события, даты (при условии, что они играют важную роль для понимания темы), гипертекстовые ссылки. Использование для фрагментов текста, несущих особую смысловую нагрузку, иного оттенка цвета, способствует закреплению материала в долговременной памяти. В качестве фона рекомендуется использовать мягкие, неяркие, нейтральные тона. Стандартным вариантом считается черный текст на белом фоне, однако он не является оптимальным. Для цвета основного текста при белом фоне лучше выбрать темно-серый, темно-синий либо темно-коричневый цвета. В то же время необходимо соблюдать единообразие цветовой гаммы во всех электронных текстах курса.

При подготовке электронных текстов необходимо обращать внимание не только на их оформление, но и на языковые особенности. В частности, язык таких текстов должен быть понятен и доступен, что достигается использованием четких, лаконичных предложений и формулировок, не имеющих двояких толкований. Громоздкие распространенные сложные предложения негативно воздействуют на восприятие и понимание сути текста.  

Таким образом, электронные учебные тексты имеют свою специфику, которую необходимо учитывать при их подготовке. От качества разрабатываемых электронных материалов зависит эффективность обучения.

Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  Дистанционное обучение, электронные учебные тексты, особенности восприятия электронных учебных текстов, подготовка электронных учебных текстов

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.