ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДИСТАНЦИОННОМ КУРСЕ

Автор: Городецкая Наталья Ивановна, Кандидат педагогических наук
ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования"
На примере реализации дистанционного курса повышения квалификации педагогов представлен опыт активизации учебной деятельности посредством организации учебного процесса с использованием различных форм и видов коммуникативного взаимодействия.

Специфика реализации учебных программ с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) напрямую связана с их содержанием и тем набором программных и технических средств, которые используются дистанционными педагогами для организации учебного процесса в сети Интернет. Электронная информационно-образовательная среда системы дистанционного повышения квалификации педагогов ГБОУ ДПО НИРО (www.moodle.niro.nnov.ru) функционирует в системе СДО Moodle. Механизмы организации и активизации учебного процесса с использованием встроенных коммуникативных сервисов СДО Moodleпредставляются на примере организации в курсе дистанционного повышения квалификации педагогов «Компьютерное черчение в системе автоматизированного проектирования КОМПАС» различных коммуникативных элементов.

«Новостной форум» (автоматически генерируется при создании курса) – механизм управления учебной деятельностью обучающихся. Регулярные сообщения преподавателя в данном форуме фактически служат для обучающихся маршрутной картой продвижения по материалам курса и мероприятиям, включенным в план курсовой подготовки.

Тематические форумы - форумы, встраиваемые в структуру содержания курса, реализуемые в формате телеконференций и семинаров и посвященные представлению участников дистанционного курса («Представляем участников дистанционного курса"), представлению и анализу выполненных исследований ("Компьютерные технологии создания чертежей на промышленных предприятиях"), планированию ("Компьютерное черчение в колледжах, техникумах и школах").

Форум – депозитарий «Представление проектных работ», основан на технологии присоединения файлов к сообщению. Позволяет организовать открытый к обсуждению депозитарий  проектов.

«Интернет-кафе» - специализированный форум со свободным обсуждением, предоставляет участникам курса возможность организации свободных коммуникаций по интересам, где каждый участник открывает свою тему для обсуждений. В процессе реализации курса были инициированы следующие темы: «Об использовании САПР в работе», «О скорости продвижения по программе курса», «О журнале успехов», «Деловая игра "Угадай-ка»».

Форум-консультация является виртуальным аналогом групповой консультации. Создание форумов-консультаций в каждом учебном разделе курса позволяет организовать коллективное разрешение возникающих вопросов и проблем по мере продвижения обучающихся в освоении учебной программы.

Механизм мгновенного обмена сообщениями, реализованный по технологии «Обмен сообщениями», служит аналогом индивидуальных консультаций. Адресность и своевременность отправки сообщений позволяет дистанционному преподавателю не только оказать каждому конкретному участнику курса необходимую консультационную поддержку, но и, при необходимости, восстановить всю историю переписки с конкретным слушателем курса, что позволяет анализировать его затруднения в освоении учебной программы.

Чаты «вопрос-ответ», встроенные в тематическую структуру курса, позволяют организовать групповое обсуждение возникающих вопросов и проблем в режиме реального времени.

Форум-рефлексия является механизмом рефлексивной самооценки учебной деятельности. Поэтапный процесс рефлексивной деятельности обучающихся, неразрывно связанный с освоением содержания учебной программы, реализуется посредством организации данного форума в каждом тематическом разделе курса. Как показал опыт реализации данной непрерывной рефлексивной технологии, у слушателей дистанционного курса повышается результативность обучения, появляется мотивация к дальнейшему освоению учебной программы и последующему развитию приобретенных компетенций, приобретается и развивается опыт рефлексивной оценки своих действий, повышается коммуникативная активность и способность к самоорганизации.

Итоговые форумы «Отзывы и пожелания», «Итоговая рефлексия» служат механизмом определения результативности всего учебного процесса. Участие в итоговых форумах предоставляет участникам курса возможность самостоятельно определить приобретенные в результате обучения профессиональные компетенции, а также спроектировать спектр направлений дальнейшего развития предметного содержания, что, фактически, является социальным заказом на развитие образовательных услуг.

Проектирование комплекса коммуникативных элементов дистанционного курса целесообразно осуществлять уже на стадии разработки учебно-тематического плана, выстраивая тем самым процессуальную схему реализации учебных коммуникаций и определяя временной интервал функционирования каждого коммуникативного элемента.


 

Список использованных источников
  1. Андреев, А.А. Методические аспекты использования форумов при проведении занятий в Интернете / А.А. Андреев // Информатика и образование. 2006. № 4. – С. 13 – 16.
  2. Калинкина, Е.Г. Развитие дистанционных технологий в образовательной практике обучения детей и повышения квалификации педагогов / Е.Г. Калинкина, Н.И. Городецкая // Нижегородское образование. – 2012. - № 2. – С. 60-68.
Уровень  Дополнительное образование взрослых
Ключевые слова  дистанционное обучение, повышение квалификации педагогов, коммуникативное взаимодействие

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.