ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Некоторые особенности дистанционного обучения взрослых

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Атфьева
Доклад посвящен педагогическим, психологическим и методическим особенностям дистанционного обучения взрослых. Приведены рекомендации, которые следует учитывать, при разработке дистанционных курсов. Обозначены проблемы проверки знаний в системе дистанционного обучения.
Доклад посвящен педагогическим, психологическим и методическим особенностям дистанционного обучения взрослых. Приведены рекомендации, которые следует учитывать, при разработке дистанционных курсов. Обозначены проблемы проверки знаний в системе дистанционного обучения.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Одним из важных элементов документа стало появление статей, регламентирующих применение электронного обучения в образовании и дистанционных образовательных технологий. В законе четко установлено, что под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Таким образом, в настоящее время, дистанционное обучение в нашей стране является абсолютно равноправной формой обучения по отношению к традиционным. Нельзя не заметить, что это произошло чрезвычайно поздно по сравнению с тем, насколько давно в образовании используются дистанционный инструментарии.

Для взрослого человека дистанционная форма обучения наиболее привлекательна, потому что в значительной степени учитывает их индивидуальные особенности, стиль жизни и персональные навыки. Позволяет совмещать обучение и профессиональную деятельность, обеспечивает индивидуальный подход к обучению.

Разработчику дистанционного курса, который будет использоваться для обучения взрослых, следует учитывать некоторые особенности данной категории обучающихся.

Во-первых, взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями и умениями, которые должны быть использованы в процессе обучения.

Во-вторых, взрослый человек, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению.

В-третьих, он может достаточно долго фокусироваться на изучаемом предмете. Что для гибких дистанционных форм обучения, наиболее актуально.

В-четвертых, взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям.

Организуя учебную деятельность, с использованием дистанционных образовательных технологий, следует учитывать следующие особенности.

Во-первых, когнитивная сфера взрослого человека включает в себя способность абстрагирования, анализа и синтеза поступающей информации. Что немаловажно при работе с источниками сети Интернет, которые могут иметь различный и противоречивый характер относительно одного и того же явления. Как правило, только взрослому под силу во всем разобраться и составить верное представление об изучаемом предмете.

Во-вторых, взрослые способны наиболее четко планировать свою деятельность, в том числе, связанную с усвоением учебного материала.

В-третьих, эмоциональная сфера взрослого человека является гораздо более стабильной и устойчивой по сравнению с эмоциональной сферой ребенка или подростка. Именно поэтому ограниченность эмоционального контакта между преподавателем  и взрослым переносится намного легче. Напротив, ограниченный контакт даже предпочтителен, так как взрослые более требовательны к личности преподавателя и его стилю преподавания.

Как отрицательное явление следует отметить, что процессы восприятия, запоминания, мышления у взрослого человека протекают, не столь продуктивно, как у ребенка или подростка. В связи с этим первостепенную важность приобретают методология, методы, способы обучения, например использование интерактивных форм обучения.

Кроме того, взрослый человек имеет устоявшиеся ментальные модели, положительный для него как индивидуума опыт социального поведения, профессиональной деятельности и т.д. Однако этот опыт устаревает, индивидуальные ментальные модели входят в противоречие с общими (корпоративными) целями, навыками и требованиями, что обусловливает трудности в обучении взрослого человека, когда необходимо не только «привитие» нового, но и «удаление» старого, изжившего себя.

Безусловно, в связи со спецификой дистанционного обучения, стоит говорить и о проблеме идентификации личных результатов работы, при контрольной проверке знаний. При удаленном обучении ответы на некоторые вопросы, могут быть с легкостью скопированы из открытых источников и выданы за свои. В этой связи возрастает роль педагогической квалификации преподавателя, его способность формулировать тестовые, контрольные и иные задания, направленные на рассуждения, рефлексию, личное отношение и т.д.

В целом, реализация дистанционного обучения взрослых, сложный методический процесс, для качественного протекания которого, требуется учитывать различную и многогранную специфику личности взрослого человека.  

Список использованных источников
  1. 1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий "
  2. 2. Рукавишникова Е. Л. Некоторые аспекты обучения взрослых [Текст] / Е. Л. Рукавишникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 156-158.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Бакалавриат
Ключевые слова  Дистанционное обучение

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.