ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Реализация системы дистанционного обучения Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета

Автор: Платонов Андрей Анатольевич, Кандидат физико-математических наук, MCSA:2003
Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет
Рассмотрена практическая реализация системы дистанционного обучения с использованием некоммерческого ПО с открытым исходным кодом Moodle и BigBlueButton. Система обеспечивает возможности публикации любого веб-контента, включая динамический, а также предоставляет удобную платформу для проведения сеансов видеоконференцсвязи без необходимости установки программ на компьютеры студентов и преподавателей.
Рассмотрена практическая реализация системы дистанционного обучения с использованием некоммерческого ПО с открытым исходным кодом Moodle и BigBlueButton. Система обеспечивает возможности публикации любого веб-контента, включая динамический, а также предоставляет удобную платформу для проведения сеансов видеоконференцсвязи без необходимости установки программ на компьютеры студентов и преподавателей.

Как известно [1,2], основными целями внедрения системы дистанционного обучения являются:

·          привлечение новых студентов посредством внедрения новой формой обучения;

·          улучшения качества образовательных услуг путем предоставления новых, более удобных путей доступа к учебным материалам

·          создание и развитие электронной системы дистанционного обучения в университете как части программы обмена научной и образовательной информации.

Для их достижения, а также в целях оптимизации процессов обучения студентов в филиалах ВолгГАСУ привели к необходимости создания платформы, обладающей следующими основными качествами [3]:

·          широкое распространение;

·          простота использования;

·          поддержка видеоконференцсвязи с минимальными настройками на стороне пользователя;

·          минимальная стоимость;

·          небольшие требования к аппаратуре системы.

После анализа рынка существующих систем было сделано заключение о целесообразности применения платформы с открытым исходным кодом, а именно Moodle [4]. Поскольку одним из требований являлась минимальная стоимость результирующей системы, было решено использовать в качестве базовой систему Linux. Для ускорения процесса начальной конфигурации и настройки было решено использовать дистрибутив Linuxс предустановленным Moodle, а именно - TurnkeyMoodle [5].  Поскольку в системе Moodleне предусмотрено возможности ведения видеосвязи, а это было одним из основных требований преподавателей к системе, появилась необходимость подбора также и системы видеоконференций с поддержкой голосового общения. В качестве такой системы была выбрана BigBlueButton (BBB) [6]. Одним из решающих факторов была возможность ее простой интеграции с Moodleпри помощи соответствующего модуля.

За счет средств вуза была приобретена аппаратная платформа для организации данной системы. Невысокие требования выбранного ПО позволили относительно оптимальным по соотношению цена/качества сервером начального уровня IBMSystemX 360.

При установке обеих систем возникла проблема, связанная с невозможностью работы двух систем на едином сервере. Это обусловлено разными веб-серверами, используемыми для работы систем: Moodleработает на веб-сервере Apacheс языком PHP, в то время как BBBиспользует Tomcat с JavaSeverPagesсоответственно. В силу оптимизации затрат приобретение второго сервера для видеоконференцсвязи не представлялось возможным. Поэтому было решено изменить порты приложений для осуществления их совместной работы в рамках единой аппаратно-программной платформы. Официальная документация обоих приложений (как Moodle, так и BBB) не рекомендует использование нестандартных (отличных от 80 портов приложения). Как показали эксперименты, Moodleфактически значительно проще настраивается на работу с нестандартным портом, из-за большей простоты программного обеспечения.

Таким образом, на одном сервере были запущены и протестированы две разные системы, реализующие отдельные части проектируемой системы дистанционного обучения. Далее, необходимо было организовать единую систему учетных данных для простого входа в обе системы студентов и преподавателей, что было достигнуто путем установки и настройки модуля BigBlueButtonBN [7].

Система используется как основная платформа для осуществления дистанционных образовательных программ, как вспомогательная при работе с областными филиалами вуза и как средство для упрощения совместной работы преподавателей и студентов (онлайн-конференции). В настоящее время регистрация новых пользователей ведется при помощи email, в будущем планируется автоматизировать этот процесс при помощи написания специального модуля саморегистрации с подтверждением записи на курс преподавателями. Как вариант, рассматривается введение регистрации при помощи номера зачетной книжки, что подразумевает интеграцию системы дистанционного обучения с базами данных деканатов.

К достоинствам системы можно отнести, во-первых, отсутствие необходимости установки специализированного ПО на компьютеры участников (вся функциональность, в том числе и видеоконференцсвязь с двусторонним голосовым общением, поддерживается встроенными в браузер средствами) а во-вторых – широкое распространение системы Moodleв российских образовательных учреждениях, и, как следствие – большое количество обучающих материалов по этой системе. Необходимо также отметить, что обе системы имеют качественную поддержку русского языка (полностью локализованный интерфейс) и частично русифицированную документацию.

Описан эффективный способ построения удобной и высокопроизводительной системы дистанционного обучения с минимумом затрат, позволяющий существенно упростить работу с филиалами вуза, а также успешно внедрять перспективные интерактивные образовательные технологии [8]. В настоящее время система доступна посредством интернет по адресу http://sdo.vgasu.ru

Список использованных источников
  1. Платонов А.А. Некоторые практические аспекты внедрения системы дистанционного образования [Электронный ресурс] // URL: http://saratov.ito.edu.ru/2011/section/179/92678/index.html (дата обращения: 30.05.2014)
  2. Бакалов В. П., Крук Б. И., Журавлева О. Б. Дистанционное обучение, концепция, содержание, управление //Горячая Линия–Телеком. – 2008. – С. 97-107.
  3. Агапонов С. В. и др. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий // СПб.: БХВ-Петербург. – 2003. – Т. 336. – С. 1.
  4. Чванова М. С., Храмова М. В. Проблемы организации коммуникаций студентов наукоемких специальностей в системе открытого образования //Educational Technology&Society. – 2011. – Т. 14. – №. 2. – С. 482-501.
  5. Moodle - Course Management System [Электронный ресурс] //URL: http://www.turnkeylinux.org/moodle (дата обращения: 30.05.2014)
  6. BigBlueButton [Электронный ресурс] // URL: http://bigbluebutton.org (дата обращения: 30.05.2014)
  7. Activities: BigBlueButtonBN [Электронный ресурс] // URL: https://moodle.org/plugins/view.php?plugin=mod_bigbluebuttonbn (дата обращения: 30.05.2014)
  8. Андреева Н. Б. Информационно-образовательная среда вуза: современные возможности для взаимосвязи и развития методов обучения //Современные информационные технологии. – 2012. – №. 16. – С. 122-125.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  Дистанционное обучение, программное обеспечение, система, Moodle, BigBlueButton, интерактивные образовательные технологии

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.