ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Преподавание астрономии детям с ограниченными возможностями здоровья в ресурсном центре дистанционного образования

Ресурсный центр дистанционного образования детей с ОВЗ г. Нижнего Новгорода
В тезисах кратко описан способ обучения детей с ограниченными возможностями здоровья началам астрономии в дистанционном режиме на примере авторского курса «Звёздное небо» для учащихся 5-7 классов. Указаны задачи обучения, базовые понятия, направления деятельности. Рассмотрены виды учебных заданий и работа в компьютерном планетарии.

P { margin-bottom: 0.21cm; }

Преподавание астрономии детям с ограниченными возможностями здоровья в ресурсном центре дистанционного образования

 

Хорев Сергей Александрович

(mintaka@yandex.ru)

Ресурсный центр дистанционного обучения детей (РЦДОд), Нижний Новгород

P { margin-bottom: 0.21cm; }

Во все века в обществе наряду с нормально развивающимися людьми присутствовала небольшая часть людей с отклонениями в развитии — с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллектуального развития, функций опорно-двигательного аппарата. Долгое время ими никто не занимался, и лишь в XX веке они получили право требовать от государства получения образования.

С настоящий момент дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучаются в подавляющей массе своей на дому. В последние годы получил широкое распространение и дистанционный метод обучения детей с ОВЗ. Практически в каждой области России имеется свои дистанционные центры. В Нижнем Новгороде уже 3 года работает Ресурсный центр дистанционного образования детей с ОВЗ. На сегодняшний день в нём обучается около 270 детей Нижнего Новгорода и области, с которыми работают 170 учителей. И учителям, и детям бесплатно предоставлены компьютеры на платформе Apple, принтеры, сканеры, колонки, наушники и бесплатное подключение к интернету.

Контакт с учеником устанавливается через видеотелефон Skype. Учитель видит и слышит ученика, а ученик — учителя. Также учитель и ученик могут демонстрировать друг другу рабочий стол компьютера и показывать различные учебные материалы.

Ученики нашего центра изучают как предметы основной школьной программы — математику и физику, русский язык и литературу, химию и биологию, историю и географию, информатику и английский язык, так и дополнительные предметы — робототехнику, сайтостроение, историю Нижегородской области, осваивают китайскую живопись и др.

Большинство курсов разработаны преподавателями московского дистанционного центра i-class, к которым они предоставляют доступ нашим учителям и ученикам. Некоторые учителя нашего центра разработали и свои авторские курсы, в том числе и я. Мой курс называется «Звёздное небо». Он рассчитан на обучение в течение 2 лет учеников 5-7 классов по 1 часу в неделю.

Общая цель курса: расширение знаний учащихся о мире, формирование у них правильных взглядов и представлений о звёздном небе, созвездиях и звёздах, а также развитие общеучебных навыков.

Базовые понятия курса: звезда, двойная звезда, переменная звезда, созвездие, бинокль, окуляр и объектив, горизонт, линия горизонта, стороны горизонта, земная ось, осевое вращение Земли, полюса, компас, ориентирование, видимое суточное вращение звёздного неба, Млечный Путь, сумерки, серебристые облака, рассеянное и шаровое звёздные скопления, каталог Мессье, галактика, метеор, метеорный поток, радиант, звёздная карта, граница созвездия, туманность и др.

В каждом учебном году разбираются 17 тем. На каждую тему отводится по 2 часа (2 недели). Нужно учесть, что дети с ОВЗ часто болеют, посещают реабилитационные центры, отсутствуют по другим уважительным причинам. Поэтому из запланированных 34 часов в учебном году может состояться 20-30 часов. Поэтому материал подаётся не слишком плотно.

Учебная деятельность осуществляется по следующим направлениям:

- получение элементарных знаний по астрономии (изучение теоретического материала);

- выполнение заданий с использованием компьютерного планетария Stellarium (вместо реальных астрономических наблюдений, практически недоступных для детей с ОВЗ);

- работа в интерактивных модулях и выполнение тестов;

- проектная деятельность (создание электронных презентаций на заданную тему и выступление с ними на ученической конференции в Нижегородском планетарии).

К каждой теме имеется теоретический материал (иллюстрации и текст). Текст читается на уроке, обсуждается и затем пересказывается. Текст разделён на блоки количеством от 4 до 7. Далее учащийся переходит к выполнению 2-3 учебных заданий. Задания могут быть такими — прочитай текст и вставь пропущенные слова. Причём их не надо писать, а только выбирать из списка. Это ускоряет работу. Всё-таки главное здесь — работа мышления и памяти. Другая форма — решить кроссворд. Здесь ученику уже нужно ввести в клеточки необходимые буквы. А для этого надо помнить термины и названия. Имеются викторины с выбором ответа, задания «Объедини слова по смыслу в пары». Весьма непростое задание, потому что ребёнку нужно за короткое время выполнить много мыслительных операций. Разновидность такого задания «Подбери надпись к нужной картинке». После изучения той или иной группы созвездий, ученику даётся задание заполнить таблицу. Периодически встречаются задания, проверяющие знания звёзд. Очень интересное задание «Найди неправильные слова и выдели их». Периодически ученику встречаются игры «Парные картинки», хорошо развивающие память.

Кроме того, к каждой теме разработан тест. Среди двенадцати предложенных вопросов есть такие, где нужно вспомнить и ввести с клавиатуры нужный термин, название. Есть вопросы с выбором одного или нескольких ответов. Или вопросы в форме «верно-неверно». В тестах содержатся также иллюстрации и видеофрагменты. Пройдя тест, ученик может реально оценить свои знания.

Теперь о работе в компьютерном планетарии Stellarium. Хотя я и надеюсь, что ребятам удастся понаблюдать реальное звёздное небо, но всё же для детей с ОВЗ это проблематично. Многие из них растут в неполноценных семьях, а значит вся нагрузка лежит на матери. И ещё с ребёнком по вечерам надо ходить звёзды наблюдать. Многие не могут просто физически из-за характера своего заболевания. Поэтому остановились на компьютерном планетарии. Ребята бесплатно скачивают эту программу с сайта, устанавливают. Затем изучают инструкцию о её работе и настройке. И, наконец, регулярно выполняют задания.

Кроме того, в курсе даны ссылки на астрономические сайты, где ребята могут посмотреть астрономический календарь, осведомиться о ближайших фазах Луны, узнать, есть ли сегодня пятна на Солнце, познакомиться с мифами и легендами.

Ученики и учителя нашего центра регулярно проводят совместные встречи в Нижегородском планетарии. Это хорошая возможность для выступления ребят с небольшими докладами по астрономии.

Самое сложное в работе с детьми с ОВЗ — это их поверхностный интерес. У нормальных детей интерес — это потребность. А у детей с ОВЗ интерес — это просто состояние, не предполагающее никаких действий. Поэтому и обучение астрономии возможно лишь до небольших границ.

Уровень  Дополнительное образование детей
Ключевые слова  дистанционное обучение, дети с ограниченными возможностями здоровья, ресурсный центр дистанционного образования, дистанционное преподавание астрономии

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.