ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Применение сервисов Яндекс.Диск и ВКонтакте при организации групповой дистанционной деятельности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Щёлковская гимназия Щёлковского муниципального района
Технологии дистанционного обучения – это не только взаимодействие «учитель – ученик», но и организация взаимодействия «учитель – группа учеников» и «член группы – член группы». Дистанционные технологии позволяют организовать и вести проектную деятельность группы учащихся. В данной статье предлагается рассмотреть использование социальных сетевых сервисов в организации групповой проектной деятельности.

Применение сервисов Яндекс.Диск и ВКонтакте при организации групповой дистанционной деятельности

Тагер Алена Александровна (alena.tager@yandex.ru)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Щёлковская гимназия Щёлковского муниципального района Московской области (МБОУ Щёлковская гимназия) г. Щёлково

Аннотация

Технологии дистанционного обучения – это не только взаимодействие «учитель – ученик», но и организация взаимодействия «учитель – группа учеников» и «член группы – член группы». Дистанционные технологии позволяют организовать и вести проектную деятельность группы учащихся. Предлагаю рассмотреть использование социальных сетевых сервисов в организации групповой проектной деятельности.

Мы живем во время больших перемен, связанных с модернизацией системы образования, продиктованной более высокими требованиями современного информационного общества к интеллектуальным параметрам выпускника.

Технологии дистанционного обучения создают условия и подталкивают:

  • к саморазвитию и реализации творческого потенциала, высокой социальной мобильностью на основе непрерывного образования, умением учиться;
  • к формированию коммуникативной компетентности, предполагающей сознательную ориентацию на позицию партнеров по общению, совместную с ними деятельность и др.;
  • к стремлению осваивать основные социальные роли, нормы и правила.

Интернет является уникальным инструментом для активизации интеллектуальной и коммуникативной деятельности школьника, его творческой самореализации, в результате которых у него появляется возможность приобрести необходимые знания, умения и навыки.

Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.

Под проектом с использованием социальных сетевых сервисов будем понимать совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся – партнеров, организованную с помощью компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.

Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией из сетевых источников. Подобный вид работы позволяет:

Во-первых, задействовать в работе широчайшие ресурсы образовательных и пр. порталов как в форме текстовой информации, так и аудио- и видеоматериалы.

Сетевые информационные ресурсы предоставляют огромный объем материала, который впоследствии, в процессе анализа и более осмысленного погружения, просеивается и отбирается. В ходе этого этапа работы происходит более глубокое осмысление изучаемой темы.

Во-вторых, осуществлять коллективную работу во внеурочное время, используя социально-сетевые сервисы.

В процессе работы над проектом учащиеся при помощи социальных сетевых сервисов могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Средства организации такой совместной деятельности включают: электронную почту, списки рассылок, электронные доски объявлений, дискуссионные группы (например, группа в ВКонтакте), средства поиска информации в Интернете, средства общения в реальном и отложенном времени, аудио- и видеоконференции, социальные сетевые сервисы или сервисы Web2.0.

В-третьих, возможность распределения функций между участниками проекта. В ходе работы функции могут меняться, что позволяет участникам проекта «примерить» на себя различные социальные роли (лидер, исполнитель, организатор совместной деятельности, генератор идей, оппонент и т.д.).

В-четвертых, привлекать к работе новых участников (или использовать консультативную помощь со стороны).

Расчет делался на помощь со стороны родителей.

В-пятых, иметь общий доступ к проекту и материалам, используемым в совместной проектной деятельности.

Удобным инструментом для хранения и осуществления совместного доступа к рабочим материалам является облачное хранилище данных Яндекс.Диск.

В-шестых, знакомство с вариантами образовательных продуктов в сети Интернет (в нашем случае, стендов), для реализации завершающего этапа своего проекта.

Таким образом, сетевые сервисы являются современными инструментами осуществления проектной деятельности.

Рассмотрим применение социальных сетевых сервисов Яндекс. Диск и ВКонтакте на примере творческого проекта «Героические полёты» посвященного Дню Победы для 5 класса.

Вначале работы учащимся было предложено несколько тем, объединенных одним образом «полета человека». Наибольший интерес вызвала тема «Героические полеты», направленная на изучение подвигов советских летчиков периода Великой отечественной войны.

Следующим этапом стало формирование рабочей группы планирование работы и распределение функций. Для осуществления постоянного взаимодействия в процессе деятельности для учащихся была создана группа в социальной сети ВКонтакте. Выбор именно этой сети был обусловлен несколькими причинами: большинство участников проекта уже имели аккаунты в этой сети, знакомый интерфейс и освоенные функции этого ресурса не создадут проблем информационной адаптации. Все это существенно экономит время.

Для сбора, хранения информации и удобного и одновременного доступа для всей команды, редактирования и форматирования данных были созданы папки на Яндекс.Диске.

В отличие от ВКонтакте, освоение функционала Яндекс.Диск потребовало достаточно много времени. Обучающиеся долго и многократно делали попытки создать видимые для всей группы папки и файлы в них, экспериментировали с ссылками на папки и файлы, различными значками и кнопками. Освоение возможностей этого сервиса вызвало эмоциональный подъем и интерес не только у учащихся, но и их родителей. Все отметили удобство Яндекс.Диска. Параллельно было создано множество папок, не имеющих отношения к проекту.

Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. В частности, нужно учесть необходимость формирования компетенций планирования, сбора информации, сравнительного анализа и синтеза информации, умений и навыков использования современных сетевых ресурсов. Таким образом, проектная деятельность должна начинаться не с выбора темы, а намного раньше, с занятий, направленных на формирование необходимых для данной творческой деятельности учебных компетенций. Например, элементы проблемной технологии на традиционных уроках по разным предметным дисциплинам, формируют и развивают навыки анализа и синтеза. Использование групповых технологий способствуют освоению навыков планирования, распределения ролей, развитию коммуникативных и пр. навыков.

Таким образом, можно сделать вывод, что успешность реализации проектной деятельности во многом зависит от успешности целенаправленной подготовки учащихся к этой деятельности.

Список использованных источников
  1. Нестерова С.А. Виртуальный конференц-зал Ресурсного центра г.о.Новокуйбышевск / URL: http://rcwebroom.rusedu.net/post/1782/76446
  2. Кобзева Е. К. Социальная сеть работников образования nsportal.ru / URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/realizatsiya-proekta-1-uchenik-1-kompyuter
  3. Алексанян Г. А. Использование облачных сервисов Яндекс при организации самостоятельной деятельности студентов СПО / URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/63/2605/
  4. Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся (возрастные группы: 12-14 и 14-16 лет) в рамках проведения третьего Всероссийского интернет-урока антинаркотической направленности "Имею право знать!" // Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков / URL: http://www.fskn.gov.ru/pages/main/prevent/26168/26415/26487/26498/index.shtml
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.