ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 10", г. Серпухов
В статье говорится о дистанционном обучении по предмету «Физическая культура» обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

В настоящее время активно внедряется в работу школы дистанционное обучение.

По прогнозам ЮНЕСКО в XXI веке обучающиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30–40 % времени, 40% будет отведено на дистанционное обучение, а остальное время на самообразование. Отсюда понятен повышающийся интерес к дистанционному обучению в рамках школьного образования. Под дистанционным обучением мы понимаем такую организацию обучения, при которой обучающийся получает доступ к учебно-методическим материалам и консультациям преподавателя в любое время суток семь дней в неделю и в том месте, где он находится.

Внедрение компьютерных технологий облегчит специалистам работу по коррекции нарушений, поможет детям быстро и безболезненно “влиться” в окружающую их жизнь, а также позволит иметь возможность получать доступную информацию более современным способом.

Возможность обеспечить индивидуальный подход в обучении, подбор адекватных для каждого ребенка темпа и способа усвоения знаний, а значит и обеспечение индивидуальной системной помощи – вот смысл применения в педагогике компьютерных технологий.

Работа на компьютере с дистанционными образовательными ресурсами, стимулирует интеллектуальную деятельность обучающихся, развивает пространственное мышление, память, логику, внимание, приучает работать самостоятельно, принимать решения и самому справляться с поставленной задачей, помогает лучше развивать мелкую моторику рук.

Используя элементы дистанционного обучения в своей практике, учитель старается обеспечить активизацию роли обучающегося в собственном образовании (в выборе направлений, форм и темпов обучения); расширить ему доступ к образовательным массивам культурно-исторических и научных достижений человечества. Дистанционные формы обучения значительно упрощают процесс межличностной коммуникации, устраняют многие проблемы психологического характера, связанные с ним. Обучающийся, находящийся на домашнем обучении, получает возможность общения с педагогами-профессионалами, со сверстниками, независимо от их территориальной расположенности.

Опыт индивидуальной работы с обучающимися с ограниченными физическими возможностями  показывает, что ребята с большим интересом воспринимают новый, дистанционный вид работы. Во-первых, они чувствуют себя в привычной “компьютерной среде”, где они успешны. Во-вторых, учитель может проконтролировать выполнение заданий и упражнений на всех уровнях и подсказать, как правильно их сделать, где допущены ошибки.

Обучение обучающихся с ограниченными физическими возможностями на расстоянии во многих отношениях похоже на обучение в обычной  классной образовательной среде или на индивидуальное обучение, тем не менее, имеет ряд существенных отличий.

Преподаватели, работающие с обучающимися в дистанционном режиме должны выполнить те же общие задачи, что и их коллеги в традиционных условиях обучения с категорией обучающихся с ограниченными физическими возможностями, однако, их пространственная удаленность от обучающихся означает, что ряд проблем обучения приобретает специфические формы. Например, обучающийся часто чувствует себя неуверенно из-за отсутствия рядом педагога и внятной оценки своих успехов или неудач в обучении из-за недостаточной обратной связи с учителем и, чаще всего, с другими обучающимися. Эта неуверенность детей увеличивается вследствие того, что структура и логика некоторых уроков не совсем ясны.

Для решения этих проблем необходимо проходить с обучающимися три стадии работы. Сначала подготовительный этап (очный) - обучение дистанционной работе. Затем попытка учащегося работать самостоятельно, под очным контролем учителя или со Skype-сопровождением (очно-заочный этап). И только затем, когда ребёнок почувствует себя уверенно, можно переходить к третьему - дистанционному этапу.

В работе с обучающимися с ограниченными физическими возможностями можно реализовать различные формы и различные дистанционные технологии: используют портал дистанционного обучения РЦОКОиИТ, документы совместного доступа в Google, видеоурок, работу в Skype.

Работу в Skype большинство из нас уже освоили, но эта работа не даёт необходимой наглядности и зависит от качества интернет-соединения.

Гораздо нагляднее и удобнее работать с дистанционными курсами, созданными на программной платформе Moodle, которая позволяет создавать и проводить разнообразные учебные курсы онлайн, при этом, акцент делается на поддержку активного взаимодействия между преподавателем и обучающимся, а также, обучающихся между собой. Здесь можно разместить:

- тексты, веб-страницы, аудио-видео и произвольные файлы;

- тесты с автоматической проверкой и интерактивные учебные материалы;

- глоссарии с автоподсветкой;

- подключение внешних образовательных ресурсов и др.

Все вышеперечисленные возможности можно использовать, создавая уроки на портале дистанционного обучения. Он позволяет выложить необходимый теоретический материал урока и сделать его интересным. На основе портала можно реализовать новые образовательные технологии, создавать уроки, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка. Например, реализуя здоровьесберегающие технологии, можно вставлять в урок музыкальные паузы, теоретические блоки, упражнения с учетом сопутствующего заболевания ребенка.

Обучающийся может работать в свойственном для себя темпе, возвращаться к наиболее сложным для него упражнениям, переделывать задания, сразу видеть результаты своей работы. Наш опыт работы подсказывает, что обучение с использованием портала кажется обучающимся наиболее интересным и полным (много наглядности, разнообразная, интересная работа).

Также, освоение компьютерных технологий обучающимися позволяет участвовать в дистанционных конкурсах и проекта (олимпиадах, конференциях).

В своей работе с помощью дистанционного обучения по физической культуре мы изучаем такие разделы как: «Правила техники безопасности» по всем видам спорта, туризму, «История Олимпийского движения», «Здоровый образ жизни», «Закаливание», правила соревнований по видам спорта, правила построения комплексов упражнений с учетом заболевания обучающегося.

Таким образом, мы приобщаем обучающихся к физической культуре и массовому спорту. Ученик может участвовать в соревнованиях не только как спортсмен, но и как судья или организатор спортивно-массовых мероприятий.  

Несмотря на то, что дистанционное обучение только входит в нашу жизнь, оно по праву завоёвывает право быть одной из важнейших частей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, во многом помогая им реализоваться как личность, быть значимой частью общества.

Список использованных источников
  1. Ковалёв Д.С., Место и роль дистанционного обучения в системе образования детей с ОВЗ, режим доступа: http://www.lokos.net
  2. Применение информационных технологий в учебном процессе, ( под ред. Е.С. Полат) М.: Академия АИТИ, 2006 г.
  3. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001 – 384с.
Уровень  Среднее (полное) общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.