ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Из опыта использования обучающей среды Moodle в рамках пилотного проекта по переходу на ФГОС в основной школе

Автор: Михалин Дмитрий Александрович, Кандидат физико-математических наук
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования №345
В условиях перехода на ФГОС перед учителями ставится задача использования некоторой информационно-образовательной среды для достижения заявленных в образовательной программе результатов, в том числе для формирования универсальных учебных действий. Автор рассматривает возможности обучающей среды Moodle на основе собственного опыта ее использования в рамках пилотного внедрения ФГОС в основной школе.

В продолжение последних двух лет ГБОУ ЦО № 345 вместе с многими другими образовательными учреждениями участвовал в пилотном проекте по переходу на ФГОС в основной школе. Все учителя города Москвы, начавшие работать по ФГОС в пятых классах, должны были обучиться на специально организованных курсах повышения квалификации. Так сложилось, что в 2012-2013 году с этих курсов большинство учителей (особенно преподающих не информатику) вынесли следующую мысль: работа по новым стандартам — это, в первую очередь, постоянное использование компьютеров на уроках и работа в некоей информационно-образовательной среде. Возможно, это произошло из-за того, что первый модуль курсов был посвящен именно ИКТ-компетентности учителя, а учителя ждали курсов, на которых им бы объяснили изменение содержания и методики образования.

Разумеется, информационно-образовательная среда тоже взята не с потолка. О ней идет речь в примерной основной образовательной программе основного общего образования. В этом документе говорится о необходимости наличия среды для дистанционного онлайн и офлайн сетевого взаимодействия, среды для интернет-публикаций, редактора для совместного удаленного редактирования сообщений. В ней же должны размещаться домашние задания, результаты выполнения аттестационных работ обучающихся, осуществляться связь учителей, администрации, родителей. Система управления обучением (или виртуальная обучающая среда) Moodle обладает всеми упомянутыми функциями. Кроме того, она весьма популярна в мире и уже довольно давно используется методическими службами и институтами города Москвы как для дистанционного обучения, так и для выстраивания информационного пространства методической поддержки педагогов. Так что выбор методистами именно этой системы для учителей основной школы не удивителен.

В ГБОУ ЦО № 345 система Moodle установлена на сервере http://moodle.school345.ru для собственных нужд в 2010 году, но до 2012 года почти не использовалась. Когда же на курсах повышения квалификации учителям было необходимо создать свой курс дистанционной поддержки обучения (иначе называемый «информационным пространством»), мы предложили вместо использования ресурсов МИОО создавать курсы на нашем портале.

Некоторые учителя подошли к вопросу формально: сделали ровно то, что от них требовали на курсах для получения зачета, и не более. Другие стали использовать новые возможности довольно активно (правда, не у всех хватило сил до конца первого пилотного года). Методическое объединение учителей информатики задалось вопросом: насколько эффективным будет применение этой обучающей среды для решения поставленных в рамках внедрения ФГОС задач. Для этого в течение учебного года при изучении каждой темы рассматривались возможные формы использования различных элементов курса в Moodle и выбирались те формы, использование которых, по возможности, не является простым переносом обычной работы в другую среду, а позволяет внести в процесс обучения что-то новое. Еще лучше, если таким образом возможно формирование различных универсальных учебных действий. Разумеется, при таком подходе не получился полноценный дистанционный курс, но такая задача и не ставилась.

В течение следующего учебного года аналогичным образом была продолжена работа над курсом дистанционной поддержки для 6-го класса, а наработки предыдущего года естественным образом были использованы в новом 5-м классе. При этом были найдены и новые формы работы. Автор отнюдь не считает проделанную работу чем-то выдающимся. Но на этом примере хотелось бы указать на отмеченные в течение двух лет преимущества и недостатки использования этой системы при внедрении ФГОС.

До начала этой работы автору представлялось, что трудоемкость создания этих заданий будет слишком высокой. На практике оказалось, что постепенное наполнение курса отнимает вполне разумное время (речь идет об учителе информатики), а использовать курс можно и в следующем году.

В течение первого года были применены такие элементы курса, как задания с ответом в виде файла и в виде текста, тесты, кроссворд из Hot Potatoes и форумы. Иногда приходилось размещать и теоретический материал, так как в перечнях рекомендованных и допущенных МОН учебников не было ничего для 5-х классов.

Задания с ответом в виде файла, как казалось сначала, не должны привнести что-то новое по сравнению с традиционным для нашей школы выполнением заданий с сохранением их в персональную сетевую папку (индивидуальную для каждого ученика), кроме, разумеется, возможности выполнения заданий болеющими учащимися удаленно. Но со временем оказалось, что многие ученики отслеживают свои результаты, которые отражаются в системе, и самостоятельно исправляют не очень хорошо выполненные задания, что можно отнести к развитию регулятивных учебных действий. При этом учителю не обязательно всегда оценивать выполнение задания отметкой — иногда достаточно комментария с указанием недочетов.

Составление тестов является самой трудоемкой задачей для учителя. Но тут очевидна выгода во времени, которое обычно тратится на проверку: ответы учащихся проверяются автоматически. Кроме того, тесты можно гибко настраивать, варьируя этот элемент курса от полностью обучающего (с выводом подсказок, без штрафов за повторное прохождение) до контролирующего (с однократным выполнением и жестким ограничением периода доступности).

Большие возможности предоставляют форумы. Их можно использовать не только для общения. Например, мы применяли их в тех случаях, когда задание, выполненное учащимися, не только не нужно было скрывать от одноклассников (дабы не облегчать списывание), но и наоборот — необходимо было, чтобы учащиеся видели работы друг друга. Это относится, в основном, к творческим заданиям или проектной деятельности. Предоставляя возможность размещать ответы в виде сообщений на форуме, мы обычно просили оставлять комментарии к чужим сообщениям, что может способствовать развитию коммуникативных учебных действий, а также регулятивных (оценка правильности выполнения задания). В первый год эта наша деятельность заметных результатов не дала — конструктивного диалога и обсуждения на форумах у пятиклассников еще не получалось. Но в шестом классе, когда этим же учащимся на уроках математики нужно было придумать задачу на тему «Проценты», выложить ее в форум, а задачи одноклассников прокомментировать и решить, такое задание вызвало большой интерес, было выполнено достаточно качественно и почти всеми учащимися.

Для индивидуализации уровня обучения мы иногда размещали в обучающей среде дополнительные задания, которые выполнять не обязательно. В основном это были олимпиадные задачи. Иногда же, наоборот, мы просили какие-то задачи решать только тех ребят, которые до этого с другими задачами не справлялись.

В среде Moodle можно, конечно, публиковать различные работы учащихся, как предусмотрено примерной основной образовательной программой. Например, ребята размещали в форуме результаты своей проектной деятельности по программированию Лего-роботов.

Ребята воспринимают работу в такой обучающей среде с удовольствием. Но для того, чтобы поддерживать этот интерес в течение всего учебного года, нужно не забывать надолго про размещение новых материалов и заданий. Еще лучше, если работа ведется по разным предметам: в этом случае, как мы заметили, выполнение заданий в одном курсе способствует более активной работе в других курсах.

Автор, конечно, не призывает использовать систему ради системы: если задание целесообразнее выполнить на доске или на альбомном листе, незачем переносить его в Moodle. Но из нашего опыта мы увидели, что если специально задумываться над небольшими изменениями в методике преподавания, можно найти интересные возможности не только для более эффективного достижения предметных результатов, но и для формирования отдельных УУД. И часто виртуальная обучающая среда оказывается подходящим инструментом для этого.

Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  информационно-образовательная среда, дистанционное обучение, moodle, ФГОС

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.