ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Система подготовки будущего учителя информатики в соответствии с профессиональным стандартом педагога

ГАОУ ВПО Московский государственный областной социально-гуманитарный институт
В статье описывается система подготовки будущего учителя информатики с позиции компетентностного подхода в соответствии с профессиональным стандартом педагога.

В современных динамичных условиях функционирования общества качество профессиональной деятельности учителя зависит от уровня сформированности его профессиональной компетентности, обеспечивающей достижение стратегических задач в повседневной работе.

Эту альтернативу ранее актуальным квалификационным характеристикам подчеркивает и профессиональный стандарт для педагогов, утвержденный 18 октября 2013 года.

В частности, одним из основных критериев оценки деятельности педагога и одной из основных составляющих профессиональной компетентности в этом стандарте называется ИКТ-компетентность.

Мы определяем ИКТ-компетентность как системное свойство личности, характеризующее способность индивида грамотно и творчески использовать информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, в процессе обучения, во время подготовки к занятиям, его направленность на самосовершенствование посредством получения, обработки и создания новой информации, готовность к изучению и применению новых средств ИКТ, к динамичному общению, способность достигать профессионально значимых результатов, а также опыт применения ИКТ средств и технологий для решения повседневных бытовых вопросов.

Согласно профессиональному стандарту для будущего учителя информатики основополагающими в предстоящей профессиональной деятельности являются общепедагогическая и предметно-педагогическая ИКТ-компетентности.

Проведение исследования и опыт работы позволяют определить возможную систему подготовки будущего учителя информатики, направленную на формирование компетенций, составляющих предметно-педагогическую профессиональную ИКТ-компетентность, которая заключается в следующем:

1. развитие ключевых компетенций, которое проходит в рамках изучения базовых профессиональных дисциплин «Введение в информатику», «Программное обеспечение ЭВМ», «Программирование», и т.д.

2. развитие базовых компетенций на основе ключевых, где основными формирующими дисциплинами являются «Компьютерная графика», «Теоретические основы информатики», «Численные методы», «Введение в веб-программирование», «Теория и методика обучения информатики» и др.

3. развитие специальных компетенций, за формирование которых отвечают курсы, такие как «Компьютерное моделирование», «Компьютерные издательские системы», «Разработка офисных приложений», «Компьютерные сети, интернет и мультимедиа», «Информатизация управления образовательным процессом», «Информационные технологии в образовании», «ППС и методика их использования» и т.д, а также разработка и защита курсовых и выпускных квалификационных работ.

При этом необходимо добавить, что реализация и изучение всех указанных дисциплин происходит в рамках информационно-коммуникационной образовательной среды (ИКОС) вуза. Даже находясь на педагогической практике, студенты, не выпадая из ИКОС, подбирают и разрабатывают ЭОРы при подготовке к урокам, реализуют между школами сетевые проекты, подключая к этой среде и школьников.

Существенным в формировании ИКТ-компетентности будущих учителей информатики является и то, что реализующие вышеописанную систему подготовки преподаватели постоянно находятся в поиске и мониторинге наиболее оптимальных методов, сред и программных средств изучения преподаваемых дисциплин, а также вовлекают в этот процесс и студентов.

Таким образом, система подготовки учителя информатики к работе в условиях современного информационного общества должна быть ориентирована не только на решение тех задач, которые сегодня возникают перед педагогом, но и на готовность решать задачи, которые пока ему не знакомы, но могут появиться в будущем. То есть главным профессиональным качеством учителя должно стать умение учиться, тогда общество будет вправе требовать от учителя профессиональной реализации того, чему его научили, а это в свою очередь соответствует концепции профессионального стандарта педагога.

Список использованных источников
  1. Пименова А. Н. Подготовка будущих учителей информатики в рамках информационно-коммуникационной образовательной среды вуза // Материалы XXIV Международной конференции «Применение инновационных технологий в образовании», 26 – 27 июня 2013г. г. Москва, г.Троицк. С. 688-690.
  2. Пименова А. Н. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях двухуровневой системы образования // Начало-10: сб. научных статей аспирантов и соискателей / под ред. А. В. Кулагина. – Коломна, 2011.
Уровень  Бакалавриат
Ключевые слова  ИКТ-компетентность, предметно-педагогическая ИКТ-компетентность, система подготовки учителя, профессиональный стандарт педагога, базовые, ключевые и специальные компетенции

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.