ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТУДЕНТОВ ПО УРОВНЮ «КРЕАТИВНОЙ САМОДОСТАТОЧНОСТИ»

Кубанский государственный университет
В рамках теории измерения латентных переменных проведен сравнительный анализ креативной самодостаточности студентов в зависимости от их пола и факультета.

1. Введение. Творческий потенциал, более чем когда-либо, является конкурентным преимуществом человека. Распространение компьютеров и современных информационных технологий, в том числе интернета, приводит к тому, что многие виды работ остались в прошлом, а другие постепенно исчезают. У людей больше нет монополии на интеллектуальные достижения в различных областях - науке, технологии, математики и других. Многие задачи в этих областях, которые были когда-то жизненно важными для успеха, сейчас более быстро и с меньшими затратами выполняются компьютерами. Эта автоматизация становится еще более актуальной в контексте продолжающихся тенденций по оцениванию эффективности человеческой деятельности во всех областях и, особенно, в образовании. Студенты без креативной самодостаточности, которые не умеют думать или поступать творчески (креативно), вряд ли сделают карьеру. Индивиды без творческого потенциала будут оставлены за бортом в мире, в котором нетворческие подходы могут быть автоматизированы, творческие же решения будут пользоваться большим спросом. Поэтому творческий потенциал приобретает особое значение [1].

2. Постановка задачи. Цель работы состоит в формировании и измерении интегрального показателя «креативная самодостаточность» на линейной шкале. Этот интегральный показатель используется для сравнения студентов филиала Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани в зависимости от пола и факультета.

Существенными недостатками многих способов конструирования интегральных показателей (метод взвешивания, экспертные оценки, индексы) являются субъективность весов экспертов и нелинейность шкалы. Это затрудняет применение статистических методов анализа, предполагающих линейную шкалу измерения. Поэтому измерение латентных переменных осуществляется в рамках теории измерения латентных переменных [2, 3].

Креативная самодостаточность определяется операционально – с помощью набора индикаторных переменных [1].

3. Данные. Респондентами были студенты шести факультетов филиала Кубанского государственного университета: ф-та физической культуры и биологии, ф-та экономики, истории и права, ф-та математики, информатики и технологии, ф-та филологии, ф-та педагогики и психологии, а также магистранты, всего 148 студентов.

4. Метод. Измерение креативной самодостаточности осуществлялось в рамках теории латентных переменных на основе модели Раша [4].

5. Результаты анализа. Одной из важных задач, возникающих при измерении латентной переменной, является оценка качества измерительного инструмента, а именно набора индикаторных переменных. Оценка адекватности собранных данных модели измерения осуществлялась на основе критерия Хи-квадрат. О том, что студенты в значительной степени отличаются друг от друга, свидетельствует большое значение индекса дифференциации индивидов, равное 0,88.

Характеристика измерительного инструмента – набора индикаторных переменных

Наиболее важной характеристикой набора индикаторных переменных как измерительного инструмента является совместимость самих индикаторных переменных или, что то же самое, соответствие индикаторных переменных модели измерения. Степень соответствия индикаторной переменной модели измерения определяется на основе критерия Хи-квадрат.

В целях иллюстрации рассмотрены наиболее отличительные индикаторные переменные.

1). Наиболее "легкую" индикаторную переменную, которая лучше других дифференцирует студентов с низким уровнем креативной самодостаточности. Такой индикаторной переменной оказалась индикаторная переменная «Убеждаете ли Вы других в том, что Вы сделали важный вклад?».

2). Наиболее "трудную" индикаторную переменную, которая лучше других дифференцирует студентов с низким уровнем креативной самодостаточности. Наибольший уровень креативной самодостаточности характеризует индикаторная переменная «Пытаетесь ли Вы осмыслить то, что Вы хотите изучить?».

Анализ результатов измерения

Диапазон варьирования оценок креативной самодостаточности студентов оказался достаточно большим:  5 логит (от -3,0 до +2,0 логит). Это свидетельствует о том, что студенты значительно различаются по креативной самодостаточности. Как и следовало ожидать, распределение оценок близко к нормальному.

Индикаторные переменные варьируются в еще большем диапазоне: 5,5 логит (от -3,0 до +2,5 логит) и полностью перекрывают диапазон варьирования оценок студентов. Это обеспечивает высокую точность измерения на всем диапазоне варьирования латентной переменной;

Между двумя этими наборами (оценками студентов и оценками индикаторных переменных) существует небольшое смещение – различие между соответствующими средними равно -0,681 логит. Это означает, что выбранный набор индикаторов является информативным для измерения креативной самодостаточности.

Поскольку исследуемые факторы, – пол студентов и факультеты, - являются качественными, то в качестве метода статистической обработки выбран дисперсионный анализ.

Результаты дисперсионного анализа свидетельствуют о том, что фактор «пол» является статистически незначимым, т.е. по уровню креативной самодостаточности между девушками и юношами нет статистически значимого различия. Однако у ребят креативная самодостаточность несколько выше (-0,699), чем у девушек (-0,734 логит), но это различие статистически незначимо.

Фактор «факультет» является статистически значимым (р < 0,05), т.е. по уровню креативной самодостаточности есть статистически значимые различия между факультетами. Наибольший уровень креативной самодостаточности у студентов факультета филологии (-0,392), а наименьший у студентов факультета физической культуры и биологии (-1,047).

6. Выводы

1.       Данная работа является попыткой построения измерительного инструмента для оценивания уровня креативной самодостаточности на линейной шкале.

2.       Представлена методика измерения латентной переменной «креативная самодостаточность».

3.       Необходимо подчеркнуть, что креативная самодостаточность определяется операционально, т.е. через набор индикаторных переменных.

4.       Рассмотренные индикаторные переменные можно корректировать и таким образом уточнять смысл понятия «креативная самодостаточность».

Список использованных источников
  1. 1. Abbott, D.H. (2010). Self-efficacy for creative thinking. Paper to be presented at the American Educational Research Association annual conference, Denver, CO.
  2. 2. Маслак А.А. Измерение латентных переменных в социальных системах : монография ; филиал КубГУ в г. Славянске-на-Кубани. – Славянск-на-Кубани : Издательский центр КубГУ, 2012.–432 с.
  3. 3. Клушина О.В., Маслак А.А. Формирование и измерение интегрального показателя «креативная самодостаточность» // Теория и практика измерения компетенций и других латентных переменных в образовании : материалы XVII (01 – 02 февраля 2012 г.), XVIII (25 – 26 июня 2012 г.) Всероссийских (с международным участием) научно-практических конференций / отв. ред. А.А. Маслак ; филиал КубГУ в г. Славянске-на-Кубани. – Славянск-на-Кубани : Издательский центр филиала КубГУ, 2012. – С. 42-54.
  4. 4. Маслак А.А., Осипов С.А. Измерение латентных переменных // Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2013618487. Дата государственной регистрации в Реестре программ для ЭВМ 10 сентября 2013 г. Ключевые слова: креативная самодостаточность, измерение латентной переменной, модель измерения.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Бакалавриат
Ключевые слова  Креативная самодостаточность, измерение латентной переменной, модель измерения.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.