ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Методика развития креативности подростков и измерение ее качества рамках теории латентных переменных на основе модели Раша

Кубанский государственный университет
В данной статье рассмотрены проблемы оценки качества образования. Проанализирован пример оценки креативности в подростковом возрасте на линейной шкале и актуализировано значение более подробного изучение данной проблемы.

 

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ И ИЗМЕРЕНИЕ ЕЕ КАЧЕСТВА РАМКАХ ТЕОРИИ ЛАТЕНТНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ РАША

Христофорова А.С. (e-mail: anna-hristoforova@mail.ru)

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянске-на-Кубани

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы оценки качества образования. Проанализирован пример оценки креативности в подростковом возрасте на линейной шкале и актуализировано значение более подробного изучение данной проблемы.

 

В последнее время во многих странах мира интенсивно разрабатываются инновационные образовательные технологии, соответствующие новой модели образования. За доминанту инновационно-организованного образовательного процесса принимается развитие креативной личности в самом широком смысле, включая ее когнитивную, эмоционально-волевую, мотивационную, ценностную составляющие. К данному выводу мы пришли, изучив вопросы Всемирного саммита по инновациям в сфере образования (WISE), который состоялся 29-31 октября в г. Дохе, Катар.

Для проведения эксперимента нами была создана творческая группа, в которую входили 21 воспитанник центра развития творчества от 12 до 17 лет, с которыми проводились занятия по развитию креативности – экспериментальная группа и школьники города – 25 человек – контрольная группа.

Нами был разработан комплекс мероприятий  по формированию креативности подростков и внедрен в учебные планы трех объединений, то есть сама программа строится на изменении учебных планов.

Разработанная нами система занятий, основана на понимании того, что «креативное мышление, эффективную коммуникацию и работу в команде следует сегодня рассматривать в качестве компетенций, необходимых трудоспособному населению наряду с традиционными навыками. В ходе занятий использовались приемы формирования креативности: вопросы и побуждение; установление связей и показ взаимоотношений; размышление, что может быть; исследование идей, сохраняя свободу выбора; критическое осмысление идей, действий и результатов. Данные приемы способствуют самообучению воспитанников, под руководством педагогов.

В рамках эксперимента нами был проведен «Опросник для учителей по оценке творческого потенциала ребенка», и опросник «Самооценка творческих способностей»[1].

Методика Вильямса, не была объективна, она многофакторная, поэтому показатели по этим методикам подверглись математической обработке на линейной шкале в рамках теории латентных переменных на основе модели Раша [2].

Расположение оценок креативности подростков и индикаторных переменных, характеризующих креативность, представлено на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Местоположение подростков и индикаторных переменных на шкале «креативность».

Рис. 2. Местоположение подростков и индикаторных переменных на шкале «самооценка креативности».

 

В верхней части рис. 1 и 2 находится гистограмма, показывающая распределение оценок креативности подростков, в нижней части рисунка показано распределение оценок индикаторных переменных на той же самой шкале.

Исходя из представленной на этом рисунке информации, можно сделать следующие выводы:

- диапазон варьирования оценок креативности достаточно большой – рис 1 - 5 логит (от -2,3 до +2,7 логит); рис. 2 - (от -1,5 до +2 логит) Это свидетельствует о том, что подростки значительно различаются по уровню креативности. Кроме того, как и следовало ожидать, распределение оценок близко к нормальному;

- индикаторные переменные варьируются несколько меньшем диапазоне – рис. 1 - 1,25 логит (от -0,5 до +0,75 логит), рис. 2 -  (от -0,7 до +0,7 логит), не перекрывает диапазон варьирования оценок подростков. Это обеспечивает достаточную точность измерения на всем диапазоне варьирования латентной переменной.

Использование теории измерения латентных переменных является одним из перспективных направлений в создании системы оценки уровня креативности воспитанников. На основе объективной оценки уровня креативности, корректируется учебный процесс, оценивается эффективность образовательных технологий.

Результаты нашего исследования планируем использовать для решения следующих задач:

  1. коррекции набора индикаторных переменных, характеризующих уровень «креативности»;
  2. мониторинга уровня сформированности показателя «креативность»;

Результаты проведенного замера позволили оценить совокупность разнообразных познавательных и личностных качеств воспитанников, рассмотреть другие грани творческих возможностей воспитанников.

Список использованных источников
  1. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. - СПб: Речь, 2003. - 96 с.
  2. Маслак А.А. Измерение латентных переменных в социальных системах : монография ; филиал КубГУ в г. Славянске-на-Кубани. – Славянск-на-Кубани : Издательский центр КубГУ, 2012.–432 с.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Магистратура
Ключевые слова  Ключевые слова: креативность, латентные переменные, модель измерения, подростковый возраст, индикаторы.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.