ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

МЕТОДИКА АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ГБОУ СПО Московский колледж градостроительства и предпринимательства
Технология активного обучения результативна при изучении специальных дисциплин, эффективно способствует развитию общих и профессиональных компетенций, совершенствованию интеллектуальных и творческих способностей, социализации обучающихся.

Методика активного обучения в формировании общих и профессиональных компетенций в процессе социализации обучающихся

Рябчикова Е.А. (v-selena@rambler.ru)

ГБОУ СПО Московский колледж градостроительства и предпринимательства (МКГП) г.Москва

Аннотация

Технология активного обучения результативна при изучении специальных дисциплин, эффективно способствует развитию общих и профессиональных компетенций, совершенствованию интеллектуальных и творческих способностей, социализации обучающихся.

Цель применения технологий активного обучения состоит в развитии успешной социализации обучающихся, коммуникативности и успешной адаптации в общественной жизни.

Технология основывается на мотивации обучающихся к активному участию в процессе обучения, самостоятельности и развитию творческого мышления.

Структура технологии активного обучения имеет несколько составляющих. Обучающимся предлагается самостоятельно найти решение проблемных ситуаций, исследовать сущность задачи, что мотивирует студентов к самостоятельной поисковой и творческой деятельности (ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество). Студенты учатся выделять главное и ориентироваться в информационном пространстве, работать самостоятельно и находить нужный объем информации для решения определенных задач (ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития).

В процессе обучения важно использовать индивидуальный дифференцированный подход и применять дидактический материал с различным уровнем сложности, возможность выбора вариантов работ обучающимися, контролировать результаты в процессе выполнения практических заданий, стимулировать положительные результаты самостоятельной творческой деятельности студентов, их индивидуальность.

При работе студентов совместно в малых группах из нескольких человек над решением одной задачи и в группах из большего количества обучающихся, где каждый трудится над исследованием своей части, участники анализируют и обсуждают итоги своей деятельности. Совместная мыследеятельность помогает обучающимся освоить принципы коммуникативного взаимодействия, что помогает развить ОК 6 (Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями).

Эффективно использование деловых игр в подаче изученного материала и презентации результатов своей деятельности, когда участники избирают роли, активно  работают совместно и в результате решают многие нестандартные ситуации, оказывают взаимоподдержку, учатся коллективному взаимодействию (ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий).  Примеры занятий с использованием деловых игр и метода проектного обучения по изучаемой тематике специальных дисциплин приведены на сайте http://travel-science.jimdo.com

В результате обсуждения вопросов совместной деятельности, рефлексии, рассмотрения ситуаций, приближенных к реальной жизни студенты учатся принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность).

Грамотно выбранные информационные технологии при изучении специальных дисциплин позволяют активизировать познавательную деятельность. Применение электронных учебных ресурсов, дидактических раздаточных  материалов, видеоуроков, мастер-классов, электронного тестирования способствует развитию информационной активности, инициативности и способствуют развитию ОК 5 (Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности).

Тематику лекционных занятий возможно раскрыть с использованием изучения проблемных вопросов, коллективного обсуждения в виде дискуссии, цель которой активизировать обучающихся, привить критическое мышление, научить рассуждению, сопоставлению, что развивает индивидуальность личности, повышает самостоятельность и ответственность.

"Технологии активного обучения это организация процесса познания, при которой целеустремленная деятельность учителя направлена на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса. самостоятельности, творческой активности учащегося в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическом применении." (Конаржевский Г.М.).

Активные технологии помогают обучающимся ставить цели, планировать их достижение, учатся анализировать, осуществляют самооценку своей учебно-познавательной деятельности, делать выводы.  Учатся самопрезентации результатов своей работы с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графически редакторы, презентации, САПР), углубляют и расширяют знания в области информационных технологий.

Результаты применения различных форм активного обучения имеют и воспитательную цель: студенты осознают свою ответственность за расширение знаний и углубление информации о своей будущей профессиональной деятельности, проникаются  значимостью  и необходимостью осознанного выбора своей профессии. (ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес).

Практическая активная деятельность посредством участия в проектной деятельности стимулирует к самообразованию и самореализации в условиях быстрой смены технологий, развивает межпредметные связи, расширяет кругозор. Студенты стремятся быть квалифицированными специалистами в условиях быстрой смены технологий, чтобы оставаться конкурентоспособными.  (ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности). Приобретение компетенций зависит от активности  обучаемых и формируется в результате  осознанной  деятельности, имеющей практический смысл. Быть компетентным означает умение мобилизовать  в реальной  ситуации полученные  знания и  опыт.

 Преподаватель является организатором видов и форм познавательной деятельности обучающихся. Критерии оценки качества достижения основной цели активного обучения выражены в совокупности получения теоретических знаний, практического их применения в результатах своей деятельности и развития необходимых общих и профессиональных компетенций.

Список использованных источников
  1. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.
  2. Горчакова – Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. Пособие. – М., 2001.
  3. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество преподавателя. — 2000.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Среднее профессиональное образование
Ключевые слова  активные технологии, общие и профессиональные компетенции, социализация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.