ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ

Авторы: Боброва Ирина Ивановна 1, Кандидат экономических наук, Заславская Ольга Юрьевна 2, Доктор педагогических наук, Профессор
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы лицей №1575, 2 ГОУ ВПО "Московский городской педагогический университет", Институт математики и информатики
Настоящая статья посвящена вопросу организации управления качеством лицейского образования в условиях реализации требований ФГОС, создания информационной образовательной среды, организации сетевого взаимодействия участников образовательного процесса.

Сегодня социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, умениями преобразования общества и общественных отношений, способном транслировать образцы культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, природой.

Говоря о заказе общества к образованию, мы предполагаем построение такого образовательного пространства, в котором каждый обучающийся лицея сможет самореализоваться, самопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в лицее «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций; реализовать творческие запросы различными средствами развивающей деятельности как в лицее, так и на кафедрах вузов, с которыми взаимодействует лицей.

Одна из основных целей современного образования, с позиций федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС [6]), заключается в создании такой ситуации развития обучающихся, которая обеспечивает их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. Реализуется эта идея через успешное овладение социальными ролями; возможность компетентно участвовать в производительной деятельности; быть законопослушными и т. д. Упрочению социальных отношений способствует передача во все слои общества информационных моделей поведения и деятельности в различных сферах (экономической, политической, культурной и иных). Новым социальным институтом, основная функция которого – коммуникация (Д.В. Богданов [1]), является Интернет. Именно коммуникативная функция позволяет реализовать и ряд других функций (информационную, психологической разрядки, самопрезентации, самовыражения, самообразования, развлечения). Также среда современных сетевых сервисов открывает возможность создавать учебные ситуации, в которых учащиеся могут естественным образом осваивать и отрабатывать компетентности, сформулированные в ФГОС.

Характер деятельности, складывающейся в ходе работы в подобных средах, отличается интенсивным управленческим и коммуникационным процессом обмена знаниями, высокой мотивацией к саморазвитию и постижению нового, повышением чувства индивидуальной ответственности в групповой деятельности, высокой эмоциональной окраской и чувством психологической поддержки со стороны.

Объектами качества выступают образовательная среда и образовательный результат.

Составляющими образовательной среды являются образовательный процесс, профессиональная деятельность педагогов, взаимодействие лицея с внешней средой.

Для достижения новых целей образования лицей выбрал стратегическую идею – построение модели информационной образовательной среды на основе использования современных сетевых сервисов, реализации принципов личностно ориентированной педагогики и разработки новых для образовательного учреждения механизмов управления качеством образования в условиях данной модели [1].

В результате изучениявсех без исключения предметов основной школы дальнейшее развитие у обучающихся получат«личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность». Именно эти образовательные результаты составляют психолого-педагогическую и инструментальную основу формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; а в дальнейшем – способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем, способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии[1], лежащих в основе социальной самоидентификации, выбора и реализации личностно значимой деятельности. Таким образом, ФГОС определяет общепользовательскую ИКТ-компетентность как одну из ведущих целевых установок, а ее формирование как один из основных ожидаемых результатов обучения, связанных с социальной самоидентификацией.

Формирование общепользовательской ИКТ-компетентности происходит не только в рамках освоения всех учебных предметов. На ее формирование и совершенствование должна быть направлена одна из 4-х междисциплинарных программ:

• «Формирование универсальных учебных действий»;

• «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»;

• «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»;

• «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

Программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ может являться составной частью разработанных образовательной организацией общей программы воспитания и развития школьников или отдельных программ формирования универсальных учебных действий, ИКТ-компетентности учащихся, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, стратегий смыслового чтения и работы с текстом, работы с информацией.

Формирование общепользовательской ИКТ-компетентности обеспечивается интеграцией знаний и опыта, получаемых на уроке информатике и ИКТ, ценностей и смыслов индивидуальной информационной культуры обучающегося, которая формируется в процессе реализации каждого конкретного урока по любому учебному предмету. Реализация программы формирования общепользовательской ИКТ-компетентности – это работа с субъектным опытом ученика. Затруднения, которые могут возникнуть в деятельности, прежде всего, учителя информатики в этом случае имеют как объективный, так и субъективный характер (Н.Л. Галеева, О.Ю. Заславская [3]). Информатика и ИКТ как школьный предмет востребует от ученика, прежде всего, владение стратегией левополушарного мышления, прекрасно справляющегося с логическими задачами, отвечающими на вопрос «почему?», но «пасующего» перед вопросом «а зачем?..». А обучение в рамках междисциплинарной программы опирается не на стратегию логики «или-или», но на стратегию системного, интегрирующего мышления, допускающего рассуждения по типу «и – и – и…». Следовательно, учителю необходимо самому научиться «видеть» в каждой теме потенциал личностного развития. Учителю уместно поставить себя на позицию обучающегося и ответить на следующие вопросы: в чем и как качество моей жизни изменится, когда я освою эту тему? как и в чем я смогу помочь близким и друзьям, когда я освою эту тему? что во мне, как в личности, изменится, вырастет или исчезнет, когда я освою эту тему?

После определения целей для ученика, проектирования окончательной зачетной работы и собственных целей учителю необходимо оценить ресурсы, имеющиеся у него и ученика для реализации поставленных целей.

Качество образования, как и любой процесс в социально-экономической системе, не должно формироваться стихийно, так как это управляемый процесс. Целью управления качеством является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения, повышения его авторитета в социуме, укрепление статуса, стабилизация будущего.

Одним из условий и  действенных средств повышения эффективности управления качеством образовательного процесса является совершенствование информационной среды, создание информационно-аналитического центра образовательного учреждения, предоставляющего учащимся, родителям и педагогам всю необходимую и достаточную информацию на разных носителях. Потребность в разработке модели сетевой организации управленческой деятельности вызвана необходимостью формирования вариативной образовательной среды лицея на основе создания и развития новых коммуникационных структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательного учреждения с иными организациями по вопросам повышения качества образования в соответствии с запросами обучающихся.

Рассмотрим способы и приемы, предоставляемые современными сетевыми технологиями (информационными и телекоммуникационными) для субъектов образовательной системы [4, 5]:

Видеоряд, иллюстрирующий рассказ учителя: компактность представления иллюстративных материалов, удобство их использования

Видеофрагменты с дидактическим заданием: компактность представления иллюстративных материалов, удобство их использования

Демонстрации динамики какого-либо процесса: возможность проектирования процесса в присутствии обучающихся в реальном времени

Экспресс-проверка степени усвоения материала: экономия временных и материальных ресурсов в процессе проведения урока

Демонстрация единых алгоритмов и требований к проведению практических и лабораторных работ:реализация здоровьесберегающих технологий – соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения

Сбор и оформление данных практической работы: возможность получить и проанализировать большой объем информации и т.д.

Разработка модели управления качеством образования на основе современных сетевых технологий и сетевого взаимодействия участников образовательного процесса способствует совершенствованию системы непрерывного образования и реализации модели лицейского образовательного сообщества, созданию наиболее благоприятных условий для управления качеством образования, формированию информационной образовательной среды лицея. 

Сетевая организация управления качеством образования строится на принципах взаимодействия, социального партнерства, вариативности, информационных потоков и адресности.

Таким образом, управление качеством образования на основе сетевого взаимодействия в условиях формирования информационной образовательной среды обеспечивает условия, при которых любой участник  образовательного процесса может взаимодействовать с любым образовательным учреждением или педагогом по вопросам совместной работы, обмена идеями, обмена интеллектуальными проектами, что позволит удовлетворить профессиональные запросы каждого из участников образовательного пространства.



[1]Подробнее см.: www.standart.edu.ru. – Примеч. авт.

Список использованных источников
  1. 1. Боброва И.И., Заславская О.Ю. Модель развития интеллектуальной одаренности личности ребенка в условиях лицейского образования. // Инновации и качество лицейского образования: идеи, опыт, практика. – М.: Новая Городская Типография, 2007, №3(3) – С.12-18.
  2. 2. Богданов Д.В. Социальные функции Интернета. Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия Социальные науки, 2011, №1 (21) с. 114-120
  3. 3. Галеева Н.Л., Заславская О.Ю. Федеральный государственный образовательный стандарт как управленческий ресурс обновления условий образовательного процесса по информатике в системе «учитель-ученик». // Информатика и образование. / Научно-методический журнал. – М., 2011, №8 (226). – С. 77-83.
  4. 4. Галеева Н.Л., Заславская О.Ю. Информационные и телекоммуникационные технологии как ресурс управленческой деятельности учителя. // Вестник РУДН. Серия Информатизация образования. – М.: РУДН, 2010, №4. – С.85-90.
  5. 5. Заславская О.Ю. Требования к подготовке учителя информатики в условиях реализации деятельностного подхода. // Вестник РУДН. Серия Информатизация образования. – М.: РУДН, 2010, №3. – С.21-28.
  6. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [электронный ресурс]. – standart.edu.ru
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.