ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ИЗМЕРЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРОФИЛЬНОМ КЛАССЕ

Кубанский государственный университет
В статье раскрываются методические аспекты формирования и измерения интегрального показателя «качество обучения в профильном классе» с точки зрения учащихся. Демонстрируется опыт исследования на примере измерения качества обучения в естественнонаучном, экономико-математическом и социально-педагогическом профильных классах средних общеобразовательных школ г. Славянска-на-Кубани.
ИЗМЕРЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРОФИЛЬНОМ КЛАССЕ Мищенко Ольга Юрьевна, магистрант (e-mail: daedra1990@rambler.ru) филиал Кубанского государственного университета (ФГБОУ ВПО КубГУ) в г. Славянске-на-Кубани Аннотация В статье раскрываются методические аспекты формирования и измерения интегрального показателя «качество обучения в профильном классе» с точки зрения учащихся. Демонстрируется опыт исследования на примере измерения качества обучения в естественнонаучном, экономико-математическом и социально-педагогическом профильных классах средних общеобразовательных школ г. Славянска-на-Кубани.

За последнее десятилетие изменились приоритетные ценности школьного образования. В настоящее время оно ориентировано, прежде всего, на удовлетворение потребностей учащихся и их родителей в формировании  ключевых компетентностей в интеллектуальной, информационной и других сферах. Проблемы измерения удовлетворенности обучением в профильном классе обусловлены, прежде всего, тем, что в г. Славянске-на-Кубани, как и в других малых городах России, добиться реализации заданных установок в пределах существующего уровня взаимодействия образовательных учреждений невозможно, так как явно недостаточна территориальная доступность ряда услуг системы общего образования, ограничены ресурсы отдельных учреждений образования и культуры. В большинстве случаев обучение определяется не потребностями учащихся, а ресурсами, которыми располагает школа. Учащиеся не могут получить бесплатное качественное образование, соответствующее их запросам, ввиду того, что в районе или городе не находятся учреждения повышенного статуса, дополнительного образования, образовательное учреждение реализует ограниченный набор образовательных услуг.

Цель работы состоит в измерении интегрального показателя «качество обучения в профильном классе».

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

-         шкалировать индикаторные переменные на линейной шкале «качество обучения в профильном классе»;

-         измерить уровень качества обучения в профильном классе с точки зрения учащихся, учитывая различные стороны образовательного процесса (деятельностная, организационная, социально-психологическая, административная);

Этот интегральный показатель используется для сравнения учащихся профильных классов (10-11) г. Славянска-на-Кубани в зависимости от места обучения – МБОУ СОШ №5 и МБОУ СОШ №18.

Качество обучения в профильном классе определяется операционально – с помощью набора индикаторных переменных. Каждый из индикаторов характеризует один из аспектов профильного обучения. Учащийся оценивает степень своего согласия с положительным ответом на эти вопросы: 1 – абсолютно не согласен; 2-скорее не согласен;  3- ни да, ни нет, зависит от ситуации; 4-скорее согласен; 5-абсолютно согласен. Респондентами являлись учащиеся пяти профилей МБОУ СОШ №18 и МБОУ СОШ №5 г. Славянска-на-Кубани. 66 учеников приняли участие в исследовании.

Измерение качества обучения в профильном классе осуществлялось в рамках теории латентных переменных на основе модели Раша [3]. Обработка результатов опроса осуществлялась с использованием диалоговой системы RUMM (Rasch Unidimensional Measurement Models).

Значение статистики Хи-квадрат оказалось равным 102,64 при числе степеней свободы 82. Эмпирический уровень значимости равен 0,06, что свидетельствует о совместимости набора индикаторных переменных и, соответственно, пригодности данных для измерения. О том, что учащиеся в значительной степени отличаются друг от друга, свидетельствует большое значение индекса дифференциации индивидов, равное 0,91.

Индикаторной переменной,характеризующей наименьший уровень качества обучения в профильном классе, является индикаторная переменная i29 «Я хорошо себя чувствую в профильном классе».

Наивысший уровень качества профильного обучения характеризует индикаторная переменная i39«Администрация школы учитывает мнение учащихся при комплектовании профилей обучения».

Наиболее адекватной модели измерения является индикаторная переменная i8«В процессе обучения в профильном классе педагоги учитывают мои способности и возможности».

Анализ полученных результатов выявил ряд индикаторных переменных,  которые оказались неадекватными модели измерения на уровне значимости 0,01: 3, 6, 9. Эти индикаторные переменные были удалены из дальнейшего анализа.

Анализ результатов измерения

Расположение оценок качества обучения в профильном классе и индикаторных переменных, характеризующих качество профильного обучения, представлено на рис. 1. Можно сделать следующие выводы:

– уровень качества обучения в профильном классе соответствует норме, причем диапазон варьирования оценок профильного обучения небольшой – 2,8 логит (от -0,5 до +2,3 логит). Это свидетельствует о том, что учащиеся незначительно различаются в оценке профильного обучения.

Диаграмма.bmp

Рис. 1. Местоположение учащихся и индикаторных переменных на шкале «удовлетворенность обучением в профильном классе»

– индикаторные переменные варьируются в меньшем диапазоне – 2,2 логит (от -1,2 до +1,0 логит) и не полностью перекрывают диапазон варьирования оценок учащихся. Это обеспечивает недостаточно высокую точность измерения на всем диапазоне варьирования латентной переменной;

– между двумя этими наборами (оценками учащихся и оценками индикаторных переменных) существует смещение – различие между соответствующими средними равно 0,888 логит.

Проведенная процедура измерения показала неполную совместимость выбранных индикаторов, используемых для операционального определения латентной переменной «качество обучения в профильном классе». Была проведена корректировка анкеты с целью повышения точности измерения. Таким образом, предложенная методика измерения латентной переменной на основе модели Раша может быть в дальнейшем использована для определения качества профильного обучения, однако, необходимо расширить спектр вопросов анкеты.

Список использованных источников
  1. 1. Маслак А.А. Измерение латентных переменных в социальных системах : монография ; филиал КубГУ в г. Славянске-на-Кубани. – Славянск-на-Кубани : Издательский центр КубГУ, 2012.–432 с.
  2. 2. Маслак А.А., Ковалева Н.И., Юрченко Л.Г. Использование модели Раша для измерения эффективности программы социально-психологической адаптации детей-мигрантов: методический опыт // Социология: методология, методы, математическое моделирование, 2012, № 34. – С. 105-130.
  3. 3. Andrich, D. RUMM2020: Rasch Unidimensional Measurement Models software and manual / D. Andrich, B. Sheridan, G. Luo. Perth, Australia, RUMM Laboratory, 2005.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Магистратура
Ключевые слова  качество профильного обучения, латентная переменная, модель измерения, модель Раша.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.