ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОГО КУРСА «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ДЛЯ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ»

Автор: Аникина Елена Игоревна, Кандидат технических наук, Доцент
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Юго-Западный государственный университет"
Особенность курса «Профессиональная этика" для направлений подготовки IT-специалистов заключается в тесном переплетении этических проблем с инженерно-техническими проблемами в сфере информационных технологий.

ФГОС по направлению подготовки 010400.62 «Прикладная математика и информатика» (Профиль «Системное программирование и компьютерные технологии») требует формирования компетентностей, связанных с этическими основами профессиональной деятельности в сфере информационных технологий (IT). Для выполнения требований ФГОС в рабочий учебный план направления 00400.62 был включен курс «Профессиональная этика».

В Юго-Западном государственном университете до настоящего времени не было опыта преподавания специального курса профессиональной этики для IT-специальностей. Не случайно было принято решение о закреплении дисциплины за выпускающей кафедрой информатики и прикладной математики, так как преподаватели гуманитарных кафедр, будучи  не компетентны в специфических профессиональных этических проблемах IT-специалистов, склонны ошибочно отождествлять курс профессиональной этики с общим курсом «Деловая этика и этикет». 

Профессиональная этика IT-специалиста – это область прикладной этики, которая и в нашей стране, и за рубежом  находится в стадии становления и исследования, поэтому разработка УМК вылилась в исследовательскую работу. Проблемное поле этики в сфере информационных технологий имеет сегодня целый ряд направлений, активно разрабатываемых западными философами и профессионалами в области информационных технологий, и вызывающих живой общественный интерес. Сюда относятся этические аспекты реализации в условиях современного информационного общества права человека на неприкосновенность частной жизни (приватность), этика поведения в Интернете, проблемы интеллектуальной собственности, социальной справедливости в отношении доступности информационно-коммуникационных технологий (информационное неравенство и «цифровой» разрыв).

Автор провела  анализ большого количества доступных научных и образовательных Интернет-ресурсов по проблемам изучения и преподавания профессиональной  этики на русском и английском языках. Наиболее эффективной представляется стратегия обучения, реализованная в преподавании этики и социальных последствий ITв Университете Джорджа Вашингтона на факультете электротехники и компьютерных дисциплин. Согласно этой стратегии изучение этических и социальных проблем ITдолжно происходить в течение всего времени обучения в университете студентов, специализирующихся на компьютерных дисциплинах. Студентов начинают знакомить с информационной и компьютерной этикой в курсе «Введение в специальность» для первокурсников, после этого изучается специальный курс «Профессиональная этика», а затем во всех последующих технических курсах разбираются  конкретные проблемные ситуаций (casestudy). Этический анализ должен быть обязательной частью курсовых проектов по разработке программного обеспечения на старших курсах.

Изучение дисциплины «Профессиональная этика» на первом курсе призвано  заложить фундамент этического образования IT-специалистов, которое должно продолжаться во всех последующих курсах профессионального цикла. В программу дициплины включено изучение следующих основных тем: ·             профессиональная этика в подготовке IT-специалистов;  основы этичеcких знаний;история возникновения и развития информационной и компьютерной этики; основные проблемы компьютерной этики: информационная и коммуникационная приватность, этика поведения в Интернете;  интеллектуальная собственностьв сфере информационных технологий; профессиональная ответственность IT-специалистов;'этические аспекты собственности на программное обеспечение;   кодексы этики и профессиональное поведение.

Автором разработан электронный учебно-методичекий комплекс дисциплины «Профессиональная этика», реализованный средствами LMSMOODLEи размещенный на сайте Центра интерактивно-дистанционного обучения Юго-Западного государственного университета[1]. Электронный УМК используется в дистанционном обучении по технологии e-learning, а также для организации самостоятельной работы студентов очной формы обучения при реализации технологии blended learning. ·    

 

Список использованных источников
  1. Аникина Е.И.Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика». Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2013613645
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  подготовка IT-специалистов, профессиональные компетенции, профессиональная этика, компьютерная этика, информационная этика

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.