ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЕВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ IT-ТЕХНОЛОГИЙ

Авторы: Боброва Любовь Николаевна, Кандидат педагогических наук, Никулова Галина Анатольевна, кандидат физико-математических наук, доцент
Липецкий государственный педагогический университет
В настоящей статье рассматриваются результаты исследования, проведенного авторами по выявлению стилевых предпочтений студентов в учебной и педагогической деятельности, а также влияния IT-технологий на формирование стилей учения и ролевой составляющей стиля преподавания.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЕВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ IT-ТЕХНОЛОГИЙ
Боброва Л.Н. (lubov_bobrova1@front.ru), Никулова Г.А. (niklip@mail.ru)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВПО «ЛГПУ»), г. Липецк
Аннотация
В настоящей статье рассматриваются результаты исследования, проведенного авторами по выявлению стилевых предпочтений студентов в учебной и педагогической деятельности, а также влияния IT-технологий на формирование стилей учения и ролевой составляющей стиля преподавания.
Исследования в области реализации индивидуальных стилей как при обучении в течение всей жизни, так и при преподавании весьма актуальны [1, 2], поскольку их выводы напрямую связаны с необходимостью решения проблемы явного противоречия между унификацией технологий, систем и инструментов обучения и индивидуализацией учебного процесса в конкретных условиях (определяемых сроками, целями, исходным уровнем предварительной подготовки аудитории и когнитивными особенностями и потребностями данных обучаемых). Технологии IT с одной стороны, усугубляют данную проблему, с другой – предоставляют возможные пути и методы ее решения.

Для действительно эффективного применения новых средств, методик или технологий необходимо провести предварительный факторный анализ предпочтений в обучении самих субъектов учебного процесса, в нашем случае – студентов. В настоящем работе приведены результаты 5-летних поэтапных исследований стилевых особенностей, в которых приняли участие более 300 студентов 3, 4 и 5 курсов факультета физико-математических и компьютерных наук ЛГПУ педагогических («Физика и математика» (Ф), «Математика и физика» (М), «Профессиональное обучение» (ПО)) и инженерных («Информационные системы и технологии» (ИС), «Организация и технологии защиты информации» (ЗИ)) специальностей. При планировании эксперимента и обработке его результатов использовался метод семантического дифференциала [3].

Был разработан ряд анкет, включающих пары антонимичных признаков с последующим формированием системы полярных шкал [4, 5], ориентированных на определение доминирующих стилей восприятия и мышления (элементы когнитивного стиля), учения, преподавания.
Первая анкета была направлена на определение коммуникационных, перцептивных и когнитивных предпочтений студентов при учебе в вузе. В ней присутствовали не только вопросы по коннотативным признакам процесса обучения («на вопрос преподавателя Вы отвечаете быстро – тщательно обдумав ответ»), но и денотативные признаки, связанные с осознаваемыми предпочтениями и ожиданиями студентов (например, «преподаватель должен быть: руководителем – коллегой»). При анализе результатов исследования во внимание брались несколько параметров: самооценка скорости ответа данного студента на вопрос преподавателя – быстро или после тщательного обдумывания; предпочтения в способе воспроизведения учебного материала – устно, письменно, в тестовой форме; предпочтения в способах запоминания учебного материала. Установлено, что студенты специальности «Математика» менее всего склонны к быстрым ответам, они все тщательно обдумывают и взвешивают. Студенты физических и IT-специальностей предпочитают устные ответы и тесты, в то время как «математики» и будущие инженеры по защите информации – письменные работы и тесты. Практически все студенты (87%) считают наиболее значимым для успешности запоминания наличие в учебном материале элементов наглядности – схем, графиков, рисунков, эксперимента.

Второй и третий этапы исследования были связаны с определением стилевых характеристик студентов и их предпочтений при работе с информационными технологиями и программными продуктами учебного назначения. Одной из главных задач настоящей работы было установить: каково распределение стилевых характеристик студентов педагогического вуза и влияет ли применение IT в учебном процессе на стили учения и преподавания.

Стили учения были выбраны в качестве значимого объекта исследования по следующим причинам:
а) данный набор стилей используется чаще других в практической работе педагогами, руководителями и организаторами тренингов и т.п.
б) стили учения связаны не только с индивидуальными видами представления информации, но и отношением к способам ее получения и использования;
в) авторы неоднократно наблюдали немотивированную потерю интереса (вплоть до полного отказа) к обучающим программам у отдельных пользователей (студентов и преподавателей) при формальном соответствии обучающих программных продуктов стандартным требованиям и обширному содержательному наполнению [4, 5].

Распределение респондентов по доминирующим стилям учения оказалось следующим: «активисты» – 13 %; «мыслители» – 64%; «теоретизаторы» – 17 %; «прагматики» – 6 %. Преобладание «мыслительного» стиля может быть связано с двумя причинами. Во-первых, общеизвестно, что человечество делится на «генераторов идей» и «исполнителей» в соотношении 1:9. Возможно, в 10% как раз и попадает большая часть активистов и малые доли из группы прагматиков. Теоретики и мыслители по своей природе и составляют основной массив «исполнителей». Во-вторых, представляется вероятным наличие влияния условий школьного и высшего образования на формирование у школьников и студентов определенного стиля учения – мыслительного.

На третьем этапе исследования определяли стилевые особенности преподавания студентов при применении ими IT, с выделением следующих типов организационно-ролевой компоненты стиля преподавания (в соответствие с методикой A. Grasha [7]): – экспертный, формально-авторитарный, модель личного примера, посреднический, делегирующий. На основе анализа полученных результатов были сформулированы следующие выводы.
1. В стилевой структуре предпочтений методов преподавания студентов до интенсивного использования IT доминировал «экспертный» стиль.
2. После прохождения IT-дисциплин и IT-насыщенной педагогической практики были отмечены явные изменения структуры стиля преподавания у 75% респондентов; причем преобладающей стала «модель личного примера». Этот результат может быть связан с тем, что использование программных средств и языков программирования в большинстве случаев реализуется в режиме «мастер-класса», которому в наибольшей степени соответствует именно стиль ЛП [6].

Результаты, приведенные в настоящей работе, позволяют лишь констатировать различия в стилевых особенностях и предпочтениях студентов при обучении, которые можно и нужно учитывать при планировании и разработке технологий обучения и реализующих их учебно-методических комплексов на базе IT.
 

Список использованных источников
  1. 1. Земляков А.Н. О стиле преподавания и образовательной парадигме. – http://som.fio.ru/Resources/Karpuhina/2004/8/style.pdf.
  2. 2. Asmaa M. El Sayed Makhlouf, Maria Martinez Witte, Nafsaniath Fathema, Bayoumi M. Dahawy. A Comparison of Preferred Learning Styles between Vocational and Academic Secondary School Students in Egypt / Institute for Learning Styles Journal • Volume 1, Spring 2012. – pp. 1-9.
  3. 3. Боброва, Л. Н., Никулова, Г. А. Сопоставление оценки преподавателями и студентами влияния ИКТ на составляющие учебного процесса в педагогическом ВУЗе. Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе педагогического вуза и школы: тезисы докладов III Региональной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. I – Воронеж: ВГПУ. 2009. – 132 с. – С.43-46.
  4. 4. Боброва, Л. Н., Никулова, Г. А. Расширение критериального диапазона оценивания программных продуктов учебного назначения // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) Восточно-европейск. секция. 2011. Т. 14. № 2. – С. 382-406.
  5. 5. Боброва, Л. Н., Никулова, Г. А. Программные средства учебного назначения: проявление ролевого стиля преподавания / Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) Восточно-европейск. секция, апрель. 2012. Т. 15. № 2.– С. 493-516.
  6. 6. Grasha A. Teaching with Style / Pittsburgh, PA: Alliance Publishers. 1996. – 154 p.
Вид представления доклада  Стендовый доклад и публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  стилевые предпочтения, стиль учения, стиль преподавания, формирование стилей учения и преподавания

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.