ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Методы контроля качества средств электронного обучения

Авторы: Поляков Сергей Дмитриевич 1, Кандидат технических наук, Доцент, Лауреат Премии Правительства РФ в области образования, Быстрикова Валерия Александровна 2
1 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный технологический университет "СТАНКИН"", 2 ФГБОУ ВПО МГТУ "СТАНКИН"
Приведены методы контроля качества в жизненном цикле средств электронного обучения. Обоснованы подходы к разработке требований и поэтапной оценке качества средств электронного обучения с учетом действующих международных стандартов и опыта ведущих специалистов в области разработки программного обеспечения

 

Современные средства электронного обучения – это широкий спектр номенклатуры продукции (электронные издания, электронные информационные образовательные порталы, системы дистанционного обучения, электронные библиотечные системы и др.), имеющие информационное наполнение и программную составляющую, которые позволяют выполнять комплекс функций по реализации и сопровождению образовательного процесса.

В связи с быстро растущим спросом на такую программную продукцию в системе образования, наблюдается рост предложений законченных программных решений для электронного обучения. Это обстоятельство предполагает усиление контроля за недобросовестными поставщиками и обеспечение гарантии безопасности и качества предлагаемых разработок.

Качество средств электронного обучения существенным образом зависит уровня и полноты разработанных требований. На основе нормативно-технических документов (стандарты и др.) может быть сформирован общий стандартизованный профиль требований. Потребности заказчика или потенциальных пользователей определяют специфические требования программного продукта.

Требования предложено разрабатывать в терминах характеристик качества (ISO/IEC 25010:2011; ISO/IEC 9126-2,3,4-2003-2004). Применение этого условия позволит существенно снизить фактор недостаточности или избыточности требований, а также обеспечить их локализацию относительно требований к характеристикам качества.

Средства электронного обучения, кроме программной составляющей,  содержат образовательные ресурсы, поэтому при их разработке необходимо учитывать требования не только к программной реализации, но и к их информационному содержанию (контенту) [1].

На основе стандартизованной модели  качества (ISO/IEC 25010:2011) предложено разрабатывать специальные формализованные модели требований и оценки [2]. Структура модели требований может претерпевать изменения в сторону уменьшения или увеличения компонент относительно стандартизованной модели вследствие специфики средств электронного обучения.

Поэтапная оценка качества электронных разработок в контрольных точках верификации, валидации и функционирования, необходима в целях оперативной корректировки качества. А сбор данных для этой оценки предложено осуществлять непрерывно в процессе их статического и динамического тестирования,  мониторинга потребителей и социологических исследований при их использовании.

Для получения обобщенных значений показателей качества средств электронного обучения, взят за основу комплексный метод квалиметрии [6]. Комплексные показатели качества предлагается определять средневзвешенным арифметическим,  геометрическим или  гармоническим способом на основе метрических показателей качества с использованием соответствующих весовых коэффициентов. Весовые коэффициенты определяются на основе известных методов экспертной оценки.

Качество средств электронного обучения может быть определена как степень соответствия требованиям (ГОСТ ISO 9000-2011), а уровень качества как проекция степени соответствия требованиям на установленную шкалу уровней качества.

Планируемые нормативные значения в контрольных точках устанавливаются экспертным путем или прогнозированием качества с использованием хронологических данных. Классическое прогнозирование качества на основе многофакторного регрессионного анализа предполагает существенные трудности. Авторами предложен метод прогнозирования качества на основе соотношений трудоемкостей работ по достижению качества и общего объема работ по созданию средств электронного обучения. Метод предусматривает использование результатов исследований и опыта ведущих специалистов в области разработки программного обеспечения [3].

Контроль качества в процессе сертификации средств электронного обучения осуществляется перед поставной и функционированием на основе методических принципов оценки соответствия и функциональных моделей создания типовых нормативно-методических документов (методика и протокол испытаний, отчет о сертификации) [4].

Список использованных источников
  1. Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. – Самара: «Новая техника», 2006. – 464 с.: ил.
  2. Поляков С.Д. Применение стандартизованных моделей качества при разработке требований к компьютерным системам / журнал «Информационные технологии», № 6, – М.: Издательство «Новые технологии», 2013. –С. 22-26
  3. Дональд Ф. Шафер, Роберт Т. Фастрелл, Линда И. Шафер. Управление программными проектами: достижение оптимального качества при минимуме затрат. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 1136 с.: ил.
  4. Поляков С.Д. Сертификация программной продукции. Методология оценки соответствия — М.: МГТУ «Станкин», 2011. — 295 с.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  средства электронного обучения, программный продукт, контроль качества, верификация, валидация, функционирование, прогнозирование качества, квалиметрия

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.