ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ HTML, CSS И JAVASCRIPT ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ УЧЕБНИКОВ

Автор: Тиличеев Михаил Сергеевич, Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, Лауреат премии главы города Красноярска молодым талантам в области образования, Победитель конкурса Золотой кадровый резев города Красноярска, Победитель конкурса учитель года 2013 Краснярского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов имени академика Ю.А. Овчинникова», г. Красноярск
Данная статья посвящена вопросу создания электронных интерактивных и мультимедийных образовательных учебников. В данной публикации представлено обобщение опыта разработки электронных образовательных ресурсов, выделены основные проблемы в проектировании учебника и выдвинуто предположение о создании электронных интерактивных и мультимедийных учебников нового поколения.

Создание электронных интерактивных и мультимедийных образовательных учебников довольно долгий и трудоёмкий процесс. Один из первых вопросов, которые должен поставить перед собой создатель такого учебника, это вопрос о его графическом и пользовательском интерфейсе, при этом стоит руководствоваться правилом: красивый – не значит хороший. Под электронным интерактивным и мультимедийным учебником обычно понимается тематически завершенный, детально структурированный автором учебный материал, который поставляется обучаемому на электронном носители или через Интернет. Данный учебник должен содержать весь материал необходимый для самостоятельного изучения, включая практические и тестовые задания с целью контроля знаний. Опираясь на общие требования к информации в электронном учебнике [1], можно выделить следующие необходимые элементы:

·          интерактивность, мультимедийность и удобство навигации;

·          детальная структуризация содержания курса;

·          наличие гиперссылок;

·          наличие самоконтроля;

·          наличия поиска;

·          продуманная навигация (включая навигацию без использования клавиатуры и манипуляторов, для мобильных устройств);

·          масштабируемость контента (включая полноэкранный режим мультимедийных элементов).

Это далеко не весь список требований, предъявляемых к электронным изданиям, но на наш взгляд наиболее важный.

Первый электронный учебник мы создали в 2004 году, будучи студентами 2 курса. Он был разработан в среде объектно-ориентированного программирования Delphi7 и казался нам чем-то гениальным. Данный учебник имел левое-боковое меню, благодаря которому можно было переходить из одного раздела в другой и интерактивные тесты, для проверки знаний. Вся интерактивность теста заключалась в выводе конечного ответа. Мы тогда не задумывались ни о кроссплатформенности, ни об удобстве интерфейса, ни о наличии поиска.

Несколько следующих лет мы выпускали новые электронные учебники, которые разрабатывались в разных средах, пробовали: Flash-технологии, AdobeCaptivate, ToolBook, RadStudioи многих других. Стоит отдельно отметить продукты AdobeCaptivate8 и EmbarcaderoRadStudioXE6. Первый продукт представляет собой программный комплекс для создания интерактивных, мультимедийных электронных учебников с возможностью запуска под любым устройством. Второй – является средой объектно-ориентированного программирования на языках Delphiи C++, который позволяет создавать нативные приложения для всех современных операционных систем, за исключением Linux. Недостатком этих продуктов может послужить только их высокая стоимость и как следствие, их использование целесообразно только для создания коммерческих продуктов.

Продолжая работать в направлении создания электронных учебников, мы остановились на идее, что самым оптимальным способом, по критерию цена-качество, является создание учебника с использованием HTML5, CSS3 и JavaScript. В этом случае денежные затраты на создание учебника и его распространение стремятся к нулю, а качество продукта ограничено только вашей фантазией. Стоит сразу отметить преимущества создания учебников таким методом: кроссплатформенность, низкая стоимость, свобода в создании продукта (вы можете придать продукты совершенно любой вид), возможность выложить материал в свободный доступ в сети Интернет. Из недостатков можно отметить необходимость в человеке, хорошо знакомом с технологией HTML5 и CSS3 и языком программирования JavaScript. В нашем случае такой проблемы не возникло.

Саму технологию создания электронного учебника мы разбили на две большие группы: техническую и педагогическую.

Техническая группа подразумевает создание оболочки, разработка которой полностью ложится на программиста. Эта группа делится на несколько этапов:

1.         техническое задание;

2.         разработка;

3.         тестирование;

4.         исправление ошибок.

Педагогическая группа более сложная с точки зрения проектирования и будет сильно отличаться в зависимости от предметной области [1]. Но стоит выделить несколько общих этапов:

1.         целесообразность (обоснованность создания электронного варианта учебника);

2.         методическая и дидактическая составляющие;

3.         наполнение оболочки;

4.         экспертиза;

5.         апробация и анализ результатов;

6.         исправление ошибок.

На наш взгляд, такой подход к разработке электронного учебника позволит создавать высококачественные продукты, которые могут значительно повысить интерес учащихся к преподаваемому предмету. Но не стоит забывать, что всё новое рано или поздно, становится старым и нужно постоянно развивать и улучшать свои продукты, вводить новые элементы, улучшать саму структуру и идею преподавания.

Следующая эволюция создания электронных учебников, к которой мы стремимся, это их само-обучаемость. Когда каждый новый материал, каждое новое задание учебника даётся с учётом предыдущего прохождения. Каждый новый материал будет либо усложняться, либо упрощаться в зависимости от уровня подготовки человека, который его проходит.

Список использованных источников
  1. 1. Лейбович А.Н., Босова Л.Л., Авдеева С.М. и др. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. М.: Федеральный институт развития образования, 2012. - 84 с.
  2. 2. Демкин В.П., Вымятин В.М. Принципы и технологии создания электронных учебников. -Томск, 2002.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Дополнительное образование детей
Ключевые слова  HTML, CSS, JavaScript, Электронный учебник, этапы разработки электронного учебника.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.