ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

РЕСУРС ONLINE-ОБУЧЕНИЯ WEB-ТЕХНОЛОГИЯМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО МЕТАДИЗАЙНА

Авторы: Никулова Галина Анатольевна 1, Кандидат физико-математических наук, Доцент, Марчев Дмитрий Валерьевич 2, студент-дипломник
1 Липецкий государственный педагогический университет, 2 ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет» (ЛГПУ )
В настоящей работе описан опыт разработки ресурса, ориентированного на online-обучение web-технологиям, с элементами пользовательского метадизайна.Возможность настройки персональной визуальной информационно-образовательной среды позитивно влияет на эффективность и качество учебного процесса, комфортность условий его осуществления.
Varietas delectat (лат.)

Рост в геометрической прогрессии количества ресурсов образовательного назначения сам по себе не является положительным фактором, развивающим сферу дистанционного образования. Напротив, зона online-обучения размывается, теряет свою привлекательность и эффективность при неграмотной или непродуманной организации по всем базовым направлениям:

а) состав и представление или оформление учебных материалов;

б) архитектура и навигация;

в) интерактивная позитивная рабочая среда, определяющая мотивацию к систематическому использованию ресурса для достижения конкретных образовательных целей.

Последний фактор относится к категориальному подмножеству актуального и востребования феномена в виртуальной сфере  –«метадизайн» (МД) Internet-ресурсов [1- 5].

В фокусе настоящей работы находится медиа-адаптивный метадизайн (реализованный в рамках ресурса Xdyn-ECW), который рассматривается как система интерактивных инструментов, позволяющих пользователю «настроить» рабочую среду (в нашем случае, ресурс для дистанционного обучения) в соответствии со своими потребностями и предпочтениями, и результат этого процесса. В отличие от визуально-коммуникативного МД [1,2] функциональное назначение медиа-адаптивного дизайна охватывает: организацию индивидуального рабочего пространства в сетевом ресурсе; адаптацию представления образовательных материалов под личные возможности (острота зрения, цветовосприятие, лево- или правополушарный тип мышления); учет личных эстетических и психологических привычек  и особенностей (контраст, насыщенность рабочего поля, композиционная инверсия рабочего пространства для «левши» и проч.). Данная идея была выдвинута E. Giaccardi, G. Fischer – авторами концепции разработки ориентированных на конечного пользователя открытых систем, элементы дизайна которых может быть изменён пользователями [3-5]. Построение концепции метадизайна базируется на невозможности однозначного определения проблем использования ПО на этапе его проектирования, со временем может выявиться несоответствие между потребностями пользователя и возможностями программы, поэтому ресурсы должны содержать инструменты поддержки изменения дизайна (но не структуры и содержания) самим пользователем.

Интересно, что наиболее популярными и востребованными в Сети являются online образовательные услуги в области IT-образования (или разделы дисциплин «Computerscience») [6, 7].

Именно эти положения стали отправным моментом при проектировании Internet-ресурса Xdyn-ECW (www.xdyn-ecw.ru) для online-обучения и формирования ключевых компетенций в области web-мастеринга.

Название ресурса –  eXtensible Dynamic educational club web (расширяемый динамический online-клуб web) – отражает его основные особенности:

  • ориентация на организацию и поддержку всех форм обучения (от аудиторных занятий до самостоятельной работы)в асинхронной форме;
  • привлечение расширяющейся аудитории пользователей – от новичков в Web-разработках до профессионалов, выполняющих роль общественных модераторов и создателей учебных материалов;
  • «клубный» характер ресурса, подразумевающий отсутствие формально-определенных требований к участникам данного сетевого образовательного сообщества при квалифицированной модерации учебного контента, что  позволяет организовать конструктивную динамически расширяющуюся (тематически и по численности участников) дискуссионную площадку;
  • возможность оставить заявку на добавление актуального курса или раздела или помощь в решении конкретной практической проблемы  Web-разработки.

     

Однако именно наличие интерактивных инструментов реализации пользовательского дизайна является главной особенностью представленного ресурса Xdyn-ECW. Для повышения эргономичности и комфорта при работе с ресурсом пользователь имеет возможность сформировать стилевое оформление структурных элементов дизайна: изменить цветовую палитру и фоновые заливкистраниц, определить наиболее соответствующий личным потребностям и вкусам размер шрифта и стиль шрифта, ввести изменения в расположение функциональных и информационных элементов. Настройка производится в соответствующем разделе профиля.

Таким образом, создаются уникальные условия по созданию обучающимся или обучающим пользователем собственного визуального экземпляра e-learning ресурса с воплощением тезиса "Varietas delectat  (Разнообразие доставляет удовольствие)», увеличивается психологический комфорт работы в «личном информационно-образовательном уголке», являющегося неотъемлемой частью ресурса сообщества. Это обеспечивает не только эффективную работу с учебными материалами и стимуляцию когнитивной деятельности пользователя, но и повышение мотивации для регулярного использования ресурса. 

В заключение отметим, что медиа-адаптивный метадизайн призван создавать индивидуальную информационную экологию ресурса для плодотворных систематических занятий, а современный инструментарий web-технологий предоставляет разработчикам возможности его создания и развития.

Список использованных источников
  1. Никулова, Г.А., Подобных, А.В. Средства визуальной коммуникации – инфографика и метадизайн. // Образовательные технологии и общество (EducationalTechnology&Society). т.13. № 2. 2010. – C. 369-387.
  2. Марчев, Д.В., Никулова, Г.А. Современные средства формирования инструментов метадизайна для ресурсов E-LEARNING. / Информационные технологии в процессе подготовки современного специалиста: межвуз. сб. ст. – Липецк: ЛГПУ, 2013. – С. 48-53.
  3. Fischer, G. "End-User Development and Meta-Design: Foundations for Cultures of Participation" // J. of Organizational and End User Computing. 2010. 22 (1).– pp. 52-82.
  4. Fischer, G. Meta-design: empowering all stakeholder as co-designers. 2012. - URL: http://l3d.cs.colorado.edu/~gerhard/papers/2012/paper-handbook.pdf.
  5. Giaccardi, E., Fischer, G. Creativity and evolution: A metadesign perspective. // Digital Creativity. 2008. 19(1). – рр.19-32.
  6. A Guide to Quality in Online Learning/ by ed. StamenkaUvalic-Trumbic, Sir John Daniel // ACADEMIC Partnerships. 2013. – 28 p.
  7. Сухомлин, В. А. Виртуальный национальный университет IT-образования: от концепций к реализации // Прикладная информатика. 2008. №3(15) – С. 89-143.
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  online-обучение, web-технологиям, пользовательский метадизайн, визуальная информационно-образовательная среда, разработка обучающего ресурса.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.