ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Эффективность представления учебной информации в дистанционном образовательном курсе

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1161

На сегодняшний день Интернет является идеальным инструментом для организации дистанционного образования. С помощью Интернета вокруг участников образовательного процесса создается нужная виртуальная образовательная среда.

Участниками образовательного процесса, в первую очередь, являются студенты, далее преподаватели, администрация и IT- специалисты, а  дистанционный образовательный процесс, основанный на использовании сети Интернет и компьютерной техники,  есть та самая образовательная среда.

Дистанционное образование на данный момент предполагает детальное планирование деятельности студента, четкие поставленные задачи, цели обучения и, что основное, предоставление необходимых учебных пособий и материалов.

Как организован образовательный процесс дистанционных курсов в высших учебных заведениях Москвы? Для сравнения были взяты: МГГУ имени М.А.Шолохова, МГУ имени М.В.Ломоносова, МПГУ. 

Образовательный процесс во всех трех ВУЗах построен на четком графике занятий, включающем в себя:

· Введение.

· Учебную программу по курсу.

· Цель и задачи изучения курса.

· Методические указания по самостоятельному изучению курса.

· Оглавление.

· Основное содержание, структурированное по модулям.

· Тесты, вопросы  (по модулям).

· Практические задания для самостоятельной работы.

· Итоговый тест.

· Заключение.

· Список литературы (основной, дополнительной, факультативной).

Ключевым, во всех рассмотренных курсах,  является раздел - основное содержание, структурированное по модулям, то есть теоретический материал, который можно представить обучающимся в различных вариантах.

Для исследования вариантов представления был проведен краткий опрос среди студентов ФПО МГУ (в количестве 50 человек) и учащихся старших (10-11) классов общеобразовательной школы (в количестве 40 человек), где предлагалось оценить качество представления различных вариантов электронной информации по десятибалльной шкале.

Был взят небольшой объем учебного материала, одинакового содержания, из дистанционного курса «Основы преподавания в Интернете»профессора Александра АлександровичаАндреева ФПО МГУ им. М.В. Ломоносова, который представили различными способами (текст, слайд-лекция, аудиолекция, видео лекция). Участникам опроса было предложено ознакомится с материалами и ответить на несколько вопросов.

Что в итоге мы получаем:

1.      Традиционная очная лекция: 8-10 баллов (в зависимости от мастерства лектора).

2.      Лекция в текстовой форме (текст лекции) 6 баллов.

3.      Записанная  на видео лекция в аудитории 7-8 баллов (в зависимости от темы).

4.      Запись слайд-лекции (слайды, комментируемые лектором): 4-6 баллов (зависит от соотношения визуальной и текстовой информации).

Отсюда следует, что в учебный курс  нужно включать видео, графические вставки  (там, где это оправданно), но помнить о том, что переизбыток наглядной информации снижает усвояемость материала.

Можно и нужно включать в учебный курс аудио лекции, студент сможет их скачивать и прослушивать на разного рода устройствах, а это исключит абсолютную зависимость его от наличия компьютерной техники и самой сети Интернет. 

Список использованных источников
  1. Лапёнок М. В. Теоретические модели осуществления учебного информационного взаимодействия в информационной среде дистанционного образования// Педагогическое Образование В России . 2012. №2. С.215-218.
  2. Андреев А.А. Интернет технологии и модели обучения в среде Интернет – М. МИПК учебное пособие 2013 с.61
  3. Ибрагимов И. М.; под ред. Ковшова А. Н. Информационные технологии и средства дистанционного обучения Издатель: М.: Издательский центр «Академия» 2007
  4. Шаров В. С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2009 №94. с.236-240.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.