ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Университетская информационная система РОССИЯ : ресурсы для статистического образования

Авторы: Юдина Татьяна Николаевна 1, Кандидат исторических наук, Богомолова Анна Викторовна 2, доцент
1 МГУ им. М. В. Ломоносова экономический факультет, 2 МГУ имени М.В.Ломоносова, экономический факультет
В последние годы тема статистического образования выходит за пределы учебного сообщества. Знание статистики, умение работать с данными становится важной общественной потребностью, а подготовка специалистов - приоритетом государственной политики в развитых странах. В самые последние годы и в РФ происходят сдвиги в понимании важности статистического образования. Новые ФГОС ВПО по направлению «Экономика», «Менеджмент», другим смежным дисциплинам в части профессиональной деятельности и бакалавров, и магистров предусматривают расчетно-экономическую и аналитическую деятельность. Новые требования предполагают формирование информационной инфраструктуры, специальные усилия по подготовке преподавателей. Инфраструктура для поддержки инновационных учебных курсов по статистике и методам анализа формируется и российским образовательным сообществом. Как показала практика США, Великобритании, других стран, введение новых методов преподавания статистики и методов анализа данных - сложная, трудоемкая и долговременная задача и ответственность национального университетского сообщества. Успешное решение предполагает заинтересованность общества и поддержку органов власти.

В  последние годы тема статистического образования выходит за пределы учебного сообщества. Знание статистики, умение работать с данными становится важной общественной потребностью, а подготовка специалистов - приоритетом государственной политики в развитых странах.

В самые последние годы и в РФ  происходят сдвиги в понимании важности статистического образования. Новые ФГОС ВПО по направлению «Экономика», «Менеджмент», другим смежным дисциплинам  в части профессиональной деятельности и бакалавров, и магистров предусматривают  расчетно-экономическую и аналитическую деятельность.

Новые требования предполагают формирование информационной инфраструктуры, специальные усилия по подготовке преподавателей.

Инфраструктура для поддержки инновационных учебных курсов по статистике и методам анализа формируется и российским образовательным сообществом. Известны ресурсы НИУ ВШЭ, МЭИС и других учреждений.  

Один из проектов - Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ http://uisrussia.msu.ru).  УИС РОССИЯ создана и поддерживается совместными усилиями Научно-исследовательского вычислительного центра и экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и с 2000 года функционирует как коллективная электронная библиотека  для гуманитарных исследований и образования.  Доступ бесплатен, но требуется предварительная регистрация. Зарегистрированы 320+ коллективных пользователей (университеты, вузы, колледжи, школы, библиотеки), доступ по IP-адресам, число адресов не ограничено и 4000+ индивидуальных пользователей из всех регионов РФ. [3, Юдина, с.44-53]

В составе УИС РОССИЯ поддерживается  раздел «Базы данных и он-лайн анализ». Раздел включает комплекс баз данных - «Регионы России», «Регионы России: оперативная статистика» и «Россия : муниципальные образования». Базы данных содержат статистику Росстата и других государственных ведомств.  Базы данных поддерживаются в актуальном состоянии и синхронизированы с обновлениями Росстата.  Базы  ориентированы на учебные и исследовательские задачи, содержат развернутые методологические пояснения и формы статистической отчетности Росстата с пояснениями к ним. Реализованы процедуры обработки показателей, предусмотренные программой учебных курсов  по статистике для бакалавриата и магистратуры. Разработан комплекс инструментов расчета и анализа показателей с использованием основных (классических) методов, применяемых в практической статистике.  Базы данных содержат модуль визуализации показателей средствами деловой графики и  инструменты представления данных на картах-схемах.  Для обучения работе с базами  данных разработан электронный урок.

Ресурсы используются на гуманитарных факультетах по нескольким курсам – статистика, демография, региональная экономика, эконометрика, информатика и служат источником для исследований по социально-экономическому развитию страны и регионов.

Поддержание и развитие баз данных требует постоянных трудоемких усилий и экспертных исследований: ресурсы  Росстата  в том виде, в котором представлены на официальном сайте, не  могут напрямую использоваться для обучения студентов методам работы со статистикой - отсутствуют сервисы и подсказки. Тем более, ресурсы  не могут служить базой для комплексных исследований – данные не интегрированы в единую систему страна – регион – муниципалитет – домохозяйство. Кроме того, показатели  в сборниках Росстата за разные годы не сопоставимы по значениям, представлены в разных единицах исчисления, без достаточного методологического сопровождения.  [1, Бессонов 2014;2, Бессонов, 2012, с.35-49]. Для формирования корректных временных рядов в рамках проекта УИС РОССИЯ выполняется экспертиза значений  показателей и их  дополнительная обработка- перевод в форматы, удобные для анализа, подключение методологических пояснений (data stuard ship).

Первыми о необходимости пересмотра программ и методов обучения статистике и целенаправленном формировании статистического мышления учащихся, начиная со школы, объявили  США в середине 90-ых годов. Это направление стало одним из основных в реформе системы образования в США.  Первым шагом стали усилия по формированию информационной инфраструктуры. В 2000 году   Национальный Совет по образованию и обучению учредил создание т.н. Национальной статистической сети / National  Numeracy Network, цель которой – интегрировать имеющиеся ресурсы и наработки и координировать усилия образовательных учреждений и специалистов в области статистики, чтобы максимально эффективно использовать имеющийся в стране потенциал для продвижения статистического образования и повышения общей статистической культуры общества [5] Одновременно   Национальный Совет по образованию и обучению США / National Council on Education and the Disciplines учредил Группу по разработке новой программы статистического образования / Quantitative Literacy Design Team. Доклад  Группы назывался  «Математика, статистическое мышление и демократия» [7].  В образовательные стандарты по всей учебной вертикали были введены как обязательные курсы по статистике. Особое внимание уделяется подготовке преподавателей для гуманитарных факультетов и дисциплин, где ранее статистика и методы анализа не были включены в учебную программу.              В 2010 году был открыт портал http://www.teachingwithdata.org [8]. На портале доступны коллекции  данных  и материалы по широкому спектру учебных курсов по гуманитарным дисциплинам  для бакалавриата, магистратуры и старших классов школ, а также для программ повышения квалификации специалистов.     Ресурсы содержат весь комплекс  обучающих процедур для овладения знаниями, навыками  и компетенциями, предусмотренными образовательными стандартами. Подборки показателей - реальных данных дополнены сервисами для анализа показателей и инструментами визуализации средствами деловой графики и картографии.

Аналогичные усилия по продвижению статистического образования предпринимаются в Великобритании. [6]

Как показала практика США, Великобритании, других стран, введение новых методов преподавания статистики и методов анализа данных -  сложная, трудоемкая и долговременная задача и ответственность  национального университетского сообщества. Успешное  решение предполагает заинтересованность общества и поддержку органов власти.

Список использованных источников
  1. 1. Бессонов В.А. Что сохранит для истории российская статистика ? [Электронный ресурс]. URL: http://regconf.hse.uploads/1b12e905e01c3bc14802f186ff84a78490f23c50.pdf (дата обращения: 27.05.2014) 2. Бессонов В.А.(2012). О проблемах развития российской статистики/ЭКО. 2012.N3.С.35-49 3. Юдина Т.Н., Богомолова А.В., Дышкант Н.Ф., Петухова О.В. Ресурсы и сервисы Университетской информационной системы РОССИЯ для современного статистического образования. Прикладная информатика №3 (27), 2010, C. 44-53 4. Guidelines for assessment and instruction in statistics education: College report. Alexandria, VA. February 2005 [Электронный ресурс]. URL: http://www.amstat.org/education/gaise/GaiseCollege_Full.pdf (дата обращения: 27.05.2014) 5. National Numeracy Network [Электронный ресурс]. URL: http://serc.carleton.edu/nnn/about/index.html (дата обращения: 27.05.2014) 6. Roger Porkess. Royal Statistics Society A world full of data. Statistics opportunities across A level subjects. The Future of Statistics in our Schools and Colleges. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rss.org.uploadedfiles/userfiles/files/A-world-full-of-data.pdf (дата обращения: 27.05.2014) 7. Steen, L.A. (2001). Embracing numeracy. In L.A. Steen (Ed.), Mathematics and democracy. The case for quantitative literacy.) Woodrow Wilson National Fellowship Foundation [Электронный ресурс]. URL: http://www.maa.org/sites/default/files/pdf/QL/MathAndDemocracy.pdf (дата обращения: 27.05.2014) 8. Teaching with data [Электронный ресурс]. URL: / http://www.teachingwithdata.org/ (дата обращения: 17.05.2014)
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  статистика, методы обработки и анализа данных, ФГОС ВПО, информационная инфраструктура

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.