ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Разработка электронных образовательных ресурсов в целях повышения эффективности работы педагога в условиях перехода на ФГОС

Фирма "1С"

Одним из основных условий повышения качества общего образования является сегодня формирование информационно-образовательной среды школы – открытой педагогической системы, сформированной на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий [1]. При этом основополагающим компонентом информационно-образовательной среды являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР), ориентированные на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий и на применение новых методов и форм обучения [2], что соответствует задачам, которые ставят перед педагогом современные ФГОС.

В этих условиях важной становится задача  разработки программных продуктов для создания современной информационно-образовательной среды школы. Решение этой задачи является одним из направлений деятельности ведущей отечественной ИТ-компаний – фирмы «1С».  В настоящее время инновационные электронные образовательные ресурсы разработаны практически по всем предметам школьной программы (включая интерактивные творческие среды и коллекции интерактивных моделей по математике, физике, биологии, истории, географии), и издаются в сериях «1С:Школа» и «1С:Лаборатория».

При разработке ЭОР должен учитываться целый ряд технико-технологических, психолого-педагогических и дизайн-эргономических требований, из которых для педагога наиболее актуальными являются психолого-педагогические. Так, ресурсы должны обеспечивать возможность организации на уроке новых видов учебной деятельности (например, выполнение эвристических заданий с практической компонентой; выполнение мини-исследований;поиск ответа на ключевые  и проблемные вопросы;работа с различными типами мультимедийных объектов разного уровня сложности и т.д.), а также решать новые педагогические задачи (например, индивидуализация и самостоятельное изучение учебной дисциплины как в классе, так и вне класса; изучение учебного материала в более доступной, интересной и наглядной форме; образное изложение учебного материала; увеличение темпа урока, подачи и усвоения учебной информации) [3].Кроме того, необходимо, чтобы ЭОР позволяли по-новому подходить к реализации принципа наглядности, который в современной дидактике трактуется как ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств представления учебной информации, дающих педагогу также и возможность управления учебным процессом. Примером реализации перечисленных выше требований являются новые электронные образовательные ресурсы серии «1С:Школа» для начальной школы [4].

Эти и другие требования учтены при разработке комплектов ЭОР фирмы «1С» для общеобразовательной школы.  Наличие различных комплектов ЭОР (по учебной дисциплине или для конкретного класса, ступени обучения) позволяют выполнить требование иерархической структуры информационно-образовательной среды школы – начиная от информационно-образовательной среды элементов и компонентов используемого учителем УМК до информационно-образовательной среды образовательного учреждения. В составе комплектов ЭОР интерактивные и анимированные рисунки, видеофрагменты, интерактивные модели изучаемых процессов и явлений, динамические чертежи, интерактивные практические задания и тесты,  и другие материалы, предназначенные для сопровождения обучения школьников электронными образовательными ресурсами различного уровня сложности. Вместе с такими возможностями, как загрузка и выгрузка ресурсов, печать ресурсов, составление собственной тематической последовательности ресурсов, навигация по содержанию и по истории перемещений, автоматическая проверка правильности выполнения практических и тестовых заданий позволяют педагогу выстраивать учебный процесс в соответствии с требованиями ФГОС, обеспечивая построение индивидуальных траекторий обучения, организацию учебного сотрудничества, развитие навыков самостоятельной учебной деятельности и освоение обучающимися в ходе изучения учебной дисциплины умений, специфических для данной предметной области наряду с освоением видов деятельности по получению нового знания. 

Новые требования к результатам общего образования, которые не могут быть достигнуты без организации активной учебной, практической, исследовательской, проектной деятельности учеников. Требования организации такой деятельности зафиксированы в ФГОС, в том числе путем важного нововведения: наряду с традиционными учебными предметами в основной школе предполагается освоение обучающимися междисциплинарный учебных программ, результаты которых достигаются в ходе изучения всех учебных дисциплин. Одной из таких междисциплинарных программ является программа «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», при этом хотелось бы обратить внимание на группу зафиксированных в ней результатов по таким направлениям, как моделирование, проектирование и управление, анализ информации и математическая обработка данных в исследовании: среди этих результатов намечены такие, как умение строить математические модели изучаемых процессов и явлений, моделировать с использованием виртуальных конструкторов и проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по математике и естественным наукам.

Вопрос о возможности достижения таких образовательных результатов напрямую связан с дидактическими возможностями специализированных компьютерных программ – интерактивных творческих предметных сред, ориентированных на именно на работу с учащимися российской школы. За последние годы фирма «1С» разработала и усовершенствовала несколько интерактивных творческих сред – это уже хорошо известные пользователям «1С:Математический конструктор 6.0» [5, 6], «1С:Конструктор интерактивных карт» [7, 8]  и новые разработки – «1С:Биологический конструктор 1.5» [9] и «1С:Физический конструктор 2.0», первые версии которых были разработаны по заказу Минобрнауки России.

Список использованных источников
  1. 1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011.
  2. 2. ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения» //http://www.gostedu.ru/50209.html
  3. 3. Чернобай Е.В. Электронные образовательные ресурсы как средство достижения новых образовательных результатов//Профильная школа. 2001. №5. С. 16–20.
  4. 4. Пронина К.Б., Чернецкая Т.А. Инновационные комплекты цифровых образовательных ресурсов 1С для начальной школы / Материалы XXIV Международной конференции «Применение информационных технологий в образовании», Троицк – Москва, 2013. – С. 407-409.
  5. 5. Дубровский В.Н. 1С:Математический конструктор – направления развития / Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов 14-й международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Применение технологий «1С» для повышения деятельности организаций образования) 28-29 января 2014 г. Часть 2. – М.: ООО «1С-Паблишинг», 2014. – С.210-213.
  6. 6. Булычев В.А. Случайны эксперимент и его реализация в «1С:Математический конструктор 6.0» / Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов 14-й международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Применение технологий «1С» для повышения деятельности организаций образования) 28-29 января 2014 г. Часть 2. – М.: ООО «1С-Паблишинг», 2014. – С.213-216.
  7. 7. Григорьева А.В. Применение ГИС как условие повышения познавательного интереса (на примере продукта «Интерактивные карты по географии + 1С:Конструктор интерактивных карт») / Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов 14-й международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Применение технологий «1С» для повышения деятельности организаций образования) 28-29 января 2014 г. Часть 2. – М.: ООО «1С-Паблишинг», 2014. – С.265-267.
  8. Ильницкая Т.Л., Филатова С.В. Практика внедрения интерактивного ресурса «Интерактивные карты для начальной школы + 1С:Конструктор интерактивных карт» в рамках работы инновационной площадки «Создание информационно-технологической среды как фактора проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС / Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов 14-й международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Применение технологий «1С» для повышения деятельности организаций образования) 28-29 января 2014 г. Часть 2. – М.: ООО «1С-Паблишинг», 2014. – С.267-270.
  9. 9. Вабищевич А.П. Виртуальные эксперименты на уроке: использование интерактивной творческой среды «1С:Биологический конструктор 1.5» в учебном процессе / Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов 14-й международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Применение технологий «1С» для повышения деятельности организаций образования) 28-29 января 2014 г. Часть 2. – М.: ООО «1С-Паблишинг», 2014. – С.207-210.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Начальное общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.