ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУ-ДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ»

Автор: Солодихина Мария Владиславовна, Кандидат педагогических наук, Доцент
Московский педагогический государственный универсистет
Рассматриваются особенности проектирования мультимедийной лекции с раздаточным материалом и приводятся примеры из курса «Эволюция Вселенной» для студентов географического факультета МПГУ, позволяющие повысить ее эффективность.

В современном информационном мире лекция редко является для студентов единственным источником знаний, а структурированное изложение содержания большинства дисциплин, как правило, уже сделано в хороших учебниках. Поэтому постепенно начинают превалировать не информационные, а мотивационные функции лекции: современная лекция должна не только делать доступным и понятным для студента материал курса, но и повышать мотивацию изучения дисциплины с учетом запросов и уровня подготовки аудитории, способствовать формированию у студентов потребности приобретать новые знания и ставить ориентиры для самостоятельной работы над курсом.

Мультимедийная лекция с ее возможностями визуализации сложных для мысленного восприятия процессов, явлений, объектов (например, поведение элементарных частиц, эволюция звезд и галактик, Большой взрыв) и демонстрации виртуальных экспериментов и моделей (от формирования планет и планетарной системы до экспериментов в БАК) позволяет решить проблему мотивации на нескольких уровнях, начиная с активизации эмоционального воздействия и кончая стимулированием личностного, бытового и профессионального интереса.

Чтение лекций с использованием мультимедийного проектора широко практикуется в ВУЗах, но не всегда достигается ожидаемый эффект повышения качества подготовки студентов. Иногда это связано с тем, что при создании подобной лекции не учитываются в полной мере психолого-педагогические, технико-технологические, эстетические и эргономические требования. Хотя основные правила просты и известны: 1) цветовое оформление должно быть однотипным, тщательно продуманным как с точки зрения «читабельности» (сочетание цветов фона и текста, не утомляющее глаза и не вызывающее психологического дискомфорта), так и с целью ранжирования материала на основе исследований по восприятию цветов данным контингентом слушателей (например, за определениями и законами закреплен определенный привлекающий внимание цвет; вспомогательные материалы – выводы формул, замечания, следствия, дополнения и т.д. – везде выводятся более нейтральным цветом; примеры обозначаются третьим цветом); 2) материал лекции максимально схематизирован и визуализирован, объем текста минимален, а его структура, положение на слайде, кегль и шрифт выверены; 3) переходы слайдов выдерживаются в одном стиле; 4) аудио сопровождение присутствует только в видеоматериалах и виртуальных экспериментах; 5) анимация с преобладанием управления «по щелчку» вводится строго по необходимости (например, при моделировании таких явлений, как движение планет, излучение звезд и т.п.), не привлекает нарочитого внимания и имитирует последовательность записи формул (элементов формул) и рисунков на доске, что позволяет лектору постепенно «выводить» формулы, комментируя каждый шаг и двигаясь «в свободном темпе».

Методика чтения такой лекции предусматривает наличие раздаточного материала, чтобы минимизировать работу студентов по конспектированию лекций и увеличить скорость подачи материала. Полный отказ от записей лекций не рационален, так как при записывании задействуются механизмы непроизвольного запоминания, и у студента меньше возможностей отвлекаться от лекции. Поэтому раздаточный материал содержит свободные места для записи обозначений, примеров, построения и анализа графиков – то есть является «полуфабрикатом», который студенты превращают в полноценный конспект в процессе лекции. Раздаточный материал лектор может корректировать перед выдачей студентам в электронном виде, а они могут работать с ним на лекции в бумажном (распечатав) или в электронном варианте, используя ноутбук. Высвободившееся время предлагается использовать для краткой самостоятельной работы, позволяющей а) проверить степень усвоения лекционного материла студентами (и по его результатам скорректировать как саму лекцию, так и при необходимости дополнить последующую), б) стимулировать внимательную работу студентов на лекции и минимизировать пропуски занятий (результаты самостоятельных работ учитываются в рейтинге учащегося). Поскольку студенты обычно имеют выход в Интернет, то текстовые задания лучше заменить заданиями с условиями в табличном или графическом виде. Например: «Наблюдатель построил таблицу (рис. 1). По методу Аристарха Самосского определите отношение радиуса орбиты Луны к радиусу орбиты Земли (орбиты считать окружностями)».

Рис. 1. Таблица «Луна в различных фазах – угловое расстояние между Солнцем и Луной»

 

Так же в высвободившееся время целесообразно ввести элементы «свободной лекции» или «лекции-дискуссии» - беседы преподавателя с аудиторией по одному из проблемных вопросов лекции, вызывающих личностный интерес и влияющих на формирование научного мировоззрения. Использование дистанционных средств управления презентацией позволяет преподавателю свободно перемещаться по аудитории и участвовать в дискуссии, психологически не противопоставляя себя слушателям, но сохраняя высокий уровень контроля за происходящим. В ходе двусторонней коммуникации студент перестает воспринимать информацию пассивно. Неизменный интерес в курсе «Эволюция Вселенной» вызывают вопросы, связанные с воздействием космических объектов на происходящие на Земле процессы (гравитационное влияние Луны на рост деревьев, кровеносную систему и поведение живых организмов, связь Луны с тектоническими процессами на Земли, зависимость биологической и общественной жизни на Земле от циклов солнечной активности, влияние солнечной активности на земную атмосферу и магнитное поле Земли: магнитные бури, полярные сияния, радиосвязь, засухи, ледниковые периоды, изменение температуры, давления, числа гроз, осадков и связанных с ними гидрологических и дендрологических характеристик: уровня озер и рек, грунтовых вод, солености и оледенения океана, числа колец в деревьях, иловых отложений и т.п.).Подобные дискуссии способствуют формированию у студентов потребности к изучению дополнительного материала и расширению своего кругозора, а так же направляют в самостоятельной работе над курсом.

Профессиональный интерес стимулируются при «генерации» идей по возможному применению полученных знаний в будущей профессиональной деятельности. Например, студентам геофака с профессиональной точки следует знать причины таких явлений, вызванных космическими объектами и вращением Земли, как появление приливных волн в береговых зонах океанов через каждые 12 часов 25 минут, отличия и особенности смен времен года в южном и северном полушариях, направление вращения воздушных масс в циклонах и антициклонах в северном и южном полушариях, отличия в количестве дней между весенним и осенним равноденствиями при подсчете от осени к весне и от весны к осени, преобразования элементов в недрах звезд как версия о происхождения многообразия химических элементов на Земле и т.п.

Для повышения внимания студентов в фазе его биологического снижения (примерно через каждые 20—25 минут) эффективно вставлять в лекцию фрагмент научно-популярного или учебного фильма (другая форма подачи информации, другой голос – имитация «лекции вдвоем»), а для первичного закрепления материала после каждого теоретического блока желателен разбор и обсуждение характерных примеров(например, при изучении диаграммы Герцшпрунга — Расселазадание «Расставьте звезды Антарес, Вега, Канопус, Проксима Центавра, Ригель, Солнце, в порядке возрастания 1- температуры, 2 - светимости, 3- размеров (диаграмма с отмеченными на ней звездами прилагается)» сразу актуализирует полученные теоретические знания).

Повышение эмоционального воздействия на обучаемых так же связано с психологически лучшим восприятием и запоминанием информации, представленной по разным каналам (остаточные знания студентов после восприятия аудиоинформации по прошествии 3 дней составляют порядка 10%, видеоинформации ~ 20%, их симбиоза ~ 50%). Психологическим фактором повышения мотивации студентов является и сама технология чтения лекции с проектором, ноутбуком, раздаточным материалом в электронном виде, как технология «продвинутая».

Мультимедийные лекции с раздаточным материалом при предложенной форме организации весьма эффективны в случаях, когда необходимо, чтобы за минимальный срок студенты усвоили обширную информацию, и при этом получили потребность и желание самостоятельно продолжить изучение данного материала.

Уровень  Высшее профессиональное образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.