ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Принципы и этапы экспертизы электронных учебных курсов: опыт классического университета

Авторы: Бабанская Олеся Мирославовна, Кандидат физико-математических наук, Баль Вера Юрьевна, кандидат филологических наук
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Принципы и этапы экспертизы электронных учебных курсов: опыт классического университета Бабанская Олеся Мирославовна, (babanskaya@ido.tsu.ru), Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ), г. Томск. Баль Вера Юрьевна, (bal@ido.tsu.ru), Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ), г. Томск. В тезисах представлен опыт проведения экспертизы электронных учебных курсов Томского государственного университета. Описываются локальный регламентирующий документ, этапы, условия и принципы экспертизы электронных учебных курсов.

В Национальном исследовательском Томском государственном университете во все формы обучения по основным образовательным и дополнительным профессиональным программам введено электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Введение электронного обучения в учебный процесс – это комплексный и многоэтапный проект, требующий решения многочисленных организационных, технологических, педагогических и регламентирующих вопросов. Организация электронного обучения в ТГУ происходит на платформе «Электронный университет – MOODLE». Для эффективной и качественной разработки электронных учебных курсов (ЭУК), во-первых, организованы и проводятся курсы повышения квалификации преподавателей по программе «Система дистанционного обучения MOODLE в учебном процессе кафедры», во-вторых, разработаны инструкции для преподавателей по созданию и редактированию курса, в-третьих, организована система консультационной поддержки преподавателей вуза для разработки курсов. Проведение данных мероприятий обусловлено тем, что разработка ЭУК является важным и существенным этапом в реализации данного проекта. Экспертиза ЭУК, в свою очередь, – это совершенно обязательная процедура, которая сопровождает этап внедрения ЭУК в учебный процесс. Внедрение ЭУК, прошедшего экспертизу, является показателем результативности профессиональной деятельности преподавателя вуза.

Главная цель экспертизы – установление степени соответствия структуры и контента ЭУК федеральным государственным образовательным стандартам и учебно-методическим комплексам (УМК) соответствующих дисциплин.

Алгоритм проведения экспертизы ЭУК в ТГУ полно и поэтапно представлен в «Порядке регистрации и проведения экспертизы электронных учебных курсов», который разработан наряду с другими локальными регламентирующими документами [1]. Порядок экспертизы содержит, во-первых, четкое и последовательное описание всех шагов, во-вторых, комплект приложений (Приложение 1. «Сведения о курсе (для программ высшего профессионального образования»), Приложение 2. «Сведения о курсе (для программ дополнительного профессионального образования»), Приложение 3. «Выписка из протокола заседания кафедры», Приложение 4. «Экспертная анкета», Приложение 5. «Экспертное заключение», Приложение 6. «Образец справки о реализации электронного учебного курса в системе управления обучением «Электронный университет – MOODLE».

Для проведения экспертизы ЭУК, в первую очередь, необходима регистрация всех участников экспертизы, членов Учебно-методических комиссий факультетов, в системе «Электронный университет – MOODLE».

Условно процесс прохождения экспертизы можно разделить на два этапа. Первый этап связан с представлением разработанного ЭУК на заседании кафедры. Основанием для принятия решения кафедры становятся критерии экспертной анкеты, которая входит в комплект приложений к Порядку. Данная анкета содержит оценку ЭУК в баллах от 0 до 10 по следующим показателям: наличие сведений о курсе, соответствие структуры контента ЭУК стандартам и УМК соответствующей дисциплины, общая характеристика представленного учебного материала, новизна и актуальность контента, срок создания ЭУК и его обоснованность. Максимальный балл, который может набрать ЭУК, – 60 баллов, минимальный – 30 баллов. Именно выписка из протокола заседания кафедры о готовности ЭУК к реализации в учебном процессе, составленная на основании анкеты, дает возможность для второго этапа экспертизы на учебно-методической комиссии факультета. Эксперты (председатель и члены Учебно-методической комиссии факультета) несут персональную ответственность за объективность и полноту проведенной экспертизы. Эксперты проводят независимую оценку по критериям, которые были использованы ранее на заседании кафедры. Оценка по каждому критерию выставляется экспертами коллегиально, и диапазон каждой оценки составляет от 0 до 10 баллов. По каждому критерию имеется «проходной балл», и если по какому-либо критерию оценка ниже указанного «проходного балла», то оценка по всем остальным критериям автоматически считается равной нулю. По итогам экспертизы экспертная комиссия формирует экспертное заключение, состоящее из трёх частей:

1)       оценка ЭУК по каждому показателю и суммарное количество баллов;

2)       обоснование по присвоенным баллам;

3)       рекомендательная часть – экспертное решение и рекомендации (при наличии таковых) по доработке и развитию ЭУК (в свободной форме).

В случае отрицательного экспертного заключения ЭУК отправляется на доработку, а уже после доработки направляется на повторную экспертизу. В дальнейшем экспертное заключение, его сканированная копия, размещается в системе «Электронный университет – MOODLE» на главной странице разработанного курса.

Кроме кафедр и Учебно-методических комиссий факультетов участие в экспертизе курса принимает Институт дистанционного образования, который курирует систему электронного обучения в университете. Именно поэтому, ответственный за внедрение электронного обучения на каждом факультете ежемесячно либо по мере поступления к нему экспертных заключений передает в электронном виде положительные экспертные заключения и журнал мониторинга ЭУК в Институт дистанционного образования. Также Институт дистанционного образования имеет право проводить независимую экспертизу разработанных ЭУК, привлекая внешних экспертов. Готовность ЭУК к реализации в учебном процессе в системе «Электронный университет – MOODLE» подтверждается справкой установленного образца (см. Приложение 6. «Образец справки о реализации электронного учебного курса в системе управления обучением «Электронный университет – MOODLE»), которую после получения положительного экспертного заключения выдает Институт дистанционного образования автору ЭУК при запросе.

Таким образом, ключевые этапы экспертизы ЭУК в Национальном исследовательском Томском государственном университете сосредоточены в рамках отдельного факультета. Как показывает практика, данный принцип организации является наиболее эффективным и оптимальным по следующим причинам. Во-первых, именно Учебно-методические комиссии факультетов имеют возможность оценить ЭУК с точки зрения специфики учебной дисциплины. Как показывает опыт, контент гуманитарных, естественнонаучных и физико-математических направлений существенно отличается по вполне понятным и объективным причинам. Во-вторых, локализация основного этапа экспертизы непосредственно «на местах» позволит увеличить показатели профессиональной деятельности как на факультете в целом, так и отдельного преподавателя. Объективность и независимость экспертных заключений Учебно-методических комиссий факультетов контролирует Институт дистанционного образования, который является последней инстанцией в процедуре экспертизы ЭУК. 

Список использованных источников
  1. 1. Локальные регламентирующие документы в области электронного обучения Томского государственного университета [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ido.tsu.ru/normdocs/elearning/ (дата обращения: 29.05.2014).
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.