ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ» ДЛЯ БАКАЛАВРОВ

Авторы: Аллёнов Сергей Владимирович, Кандидат физико-математических наук, Доцент, Плеханова Мария Валерьевна
ГАОУ ВПО Московский государственный областной социально-гуманитарный институт
Современные тенденции повышения эффективности высшего образования способствуют поиску новых подходов и путей активизации деятельности обучаемых. Максимально возможное развитие личности может быть достигнуто в большей степени благодаря организации самостоятельной работы, в том числе и с помощью современных информационных технологий.

В современных услових недостаточно ориентироваться на традиционные учебные курсы, переход от подготовки специалистов к подготовке бакалавров привел к появлению новых интегрированных курсов из различных дисциплин, например, таких как математика и информатика. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования 3-го поколения по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» предполагает изучение дисциплины «Основы математической обработки информации», входящую в базовую часть математического и естественнонаучного цикла. В условиях небольшого количества аудиторных часов, возрастает доля теоретического и практического материала, выносимого на самостоятельную работу студентов.

Каждая дисциплина младших курсов формирует базу для развития универсальных компетенций и для развития профессиональных компетенций. В рамках дисциплины «Основы математической обработки информации» это происходит через формирование системы знаний, умений и навыков, о математических способах кодирования и обработки информации и формирование представления о теоретических основах информационных процессов хранения, обработки и представления информации. Только уделяя большое внимание самостоятельной работе и проектированию курса с использованием разнообразных приемов организации самостоятельной учебной деятельности можно сформировать личностную компетентность бакалавра, что создает положительную мотивацию и условия для творческого и профессионального роста обучаемого на старших курсах.

Проводя занятия по этой дисциплине на факультете физической культуры и спорта, в дополнение мы столкнулись с проблемой регулярного пропуска занятий по уважительной причине. Часто студент-спортсмен выезжают на сборы, тренировки и соревнования, вследствие чего систематически пропускают занятия. Студент по разрешению деканата, оформляет свободное посещение, предупреждает преподавателей в начале семестра и согласовывает с ними график посещения занятий.

Дисциплина «Основы математической обработки информации» предполагает последовательное изучение материала, где изучение последующего материала опирается на знания предыдущего раздела. Пропустить лекцию или лабораторное занятие, даже по уважительной причине, означает непонимание материала при дальнейшем изучении. Конечно, в таком случае, можно предложить изучить тему самостоятельно по классическим учебникам. В помощь студентам было издано пособие [1]. В нем собрана большая часть лекционного материала, имеется система задач для самостоятельной и домашней работы. В пособии систематически излагается основное содержание дисциплины «Основы математической обработки информации». Для студентов, изредка пропускающих занятия, пособие служит серьезной опорой в закрытии пробелов в знаниях. В балльно-рейтинговой системе оценивания учебной деятельности студентов, мы предусмотрели возможность набрать баллы за виды деятельности, которые осваиваются на занятиях. Однако для студентов-спортсменов, пропускающих занятия регулярно, разобраться с темами, предложенными задачами, проверочными и самостоятельными работами, оказывается невозможным. Нужны новые учебные пособия с заданиями, в том числе тестовыми различного уровня сложности, с разобранными примерами решений, с системой контроля и самоконтроля.

Перед собой мы поставили задачу создания электронного образовательного ресурса по дисциплине «Основы математической обработки информации» в форме веб-документа на основе технологии гипертекста, поддерживающего учебный процесс и удовлетворяющего обычным требованиям для подобных средств: обеспечение возможности удаленного и удобного доступа студентов к учебным материалам.

Создание электронного учебного пособия хорошо согласуется балльно-рейтинговой системой, цель которой состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

Самостоятельная работа студентов является важнейшим звеном изучения дисциплины, поскольку вместе с аудиторной работой она составляет единый процесс получения знаний и формирования компетенций по предмету, направленный на углубленное изучение тем и вопросов программного материала. Во время самостоятельной работы студенты, используя лекции, различные учебно-методические материалы (включая Интернет-ресурсы), основную и дополнительную литературу, готовятся к аудиторным занятиям, выполняют расчетно-графическую работу, тестовые задания, готовят реферативные сообщения. Представляется важным на лекциях и семинарах формулировать типичные задания не в привычной обобщенной форме, а создавать новые тексты задач, наполнять их содержанием основных дисциплин и спортивной тематикой.

В настоящее время выполнен начальный этап разработки веб-ресурса по дисциплине «Основы математической обработки информации» для студентов факультета физической культуры и спорта. Оформлен общий дизайн сайта, сформирована его структура. В настоящее время продолжается работа по наполнению его разделов. Конечно, это большая работа требует тщательного подбора упражнений и задач. Нами создана базовая основа сайта, которую планируется дополнять и расширять в последующие годы.

Возможно использовать электронное учебное пособие и при проведении аудиторных занятий и при организации самостоятельной работы, что предоставляет массу преимуществ студенту и преподавателю, способствует совершенствованию обучения, повышению качества знаний студентов и их личностному росту.

Список использованных источников
  1. Аллёнов С.В., Бакулевская С.С., Петров Е.Е. Математика и информатика. Часть 1. Учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных факультетов. – Коломна: КГПИ, 2009.
  2. Аллёнов С.В., Плеханова М.В. Электронный учебник "Основы математической обработки информации" // Актуальные вопросы современной информатики: материалы IV Всероссийской заочной научно-практической конференции. – Коломна: МГОСГИ, 2014. с. 59-62.
  3. Плеханова М.В., Агапова Е.Е., Аллёнов С.В. Методическое обеспечение курса «Математика и информатика» для гуманитарных факультетов (филологических) // Университетское образование: традиции и инновации. Материалы международного молодежного форума. – Ульяновск: УлГПУ, 2010. – с. 257-260.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Бакалавриат
Ключевые слова  электронные образовательные ресурсы, бакалавриат

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.