ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ШКОЛЬНЫЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ МУЗЕЙ»

ФГБОУ ВПО Московский педагогический государственный университет

исследовательской работы школьников в рамках проекта «Школьный естественнонаучный музей»

Автор:Абрамкин  Андрей  Анатольевич

(13andrey17@gmail.com)

Москва

Аннотация

      Дисциплина «география» тесно связана и с естественными и с гуманитарными дисциплинами (физика, химия, биология, история, искусство, экономика, астрономия и т.д.) – то есть имеет большой интеграционный потенциал, прикладную направленность, и, как следствие, способна вызывать большой интерес у школьников. Но профилизация школы, введение ЕГЭ, где география не входит в число обязательных предметов, отсутствие экзамена по географии даже при приеме в вузы на туристические специальности, привели к тому, что снизилась как востребованность предмета, так и количество часов по географии.Еще повсеместной проблемой стало очень сложно юридически оформить выезд учеников на природу за пределы школы для экспедиций и полевых работтак, чтобы не нарушить какую-либо инструкцию. В такой ситуации интерес школьников к предмету, развитие творческих способностей и  практических навыков можно осуществить с помощью вовлечения школьников в проектную деятельность.

Одним из таких проектов, который возможно осуществить как в рамках предмета «География», так и в рамках интегрированной дисциплины «Естествознание» является работа по созданию минералогической коллекции для школьного музея естественных наук. Коллекционирование привлекательно тем, что не только вызывает интерес и даже в хорошем смысле азарт, имеет большую продолжительность, практически неиссякаемые источники предметов коллекционирования, но и предполагает классификацию и систематизацию имеющихся образцов – то есть постоянное углубление и расширение как теоретических знаний по геологии, так и навыков поиска, иcследования и классификации образцов. Но, а музеификация коллекции позволяет оставить о себе хорошую память в школе. Наиболее продуктивен возраст начала вовлечения в подобную проектную деятельность - 11-14 лет, когда школьники только переходят в среднюю школу, им еще интересно учиться и обычно нет еще профильной направленности.

            Чтобы данный проект успешно решал поставленные задачи, как обучающие (обучение основам геологических знаний; интеграция геологии и образовательных дисциплин  - актуализация знаний, полученных в ходе изучения таких дисциплин, как математика, физика, химия, география, биология, краеведение; формирование навыка приобретения обучающимися личного практического и теоретического опыта); так и развивающие: (создание условий для развития теоретического и диалектического мышления обучающихся; создание условий для поддержания высокого уровня познавательной активности обучающихся через организацию их собственной учебной деятельности); и воспитывающие: (воспитание патриотизма через изучение природы родного края; формирование экологической культуры, чувства ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание личности способной думать, творить, действовать; формирование ценностных ориентиров, стремление утвердить себя в разнообразной деятельности, активной жизненной позиции), учитель должен провести большую предварительную работу. В первую очередь, необходимо вызвать у школьников начальный интерес или хотя бы любопытство. Интерес к геологии у школьников возникает при соприкосновении с камнем во время рассказов легенд, сказов, сказок. Для работы можно использовать фрагменты фильмов и мультфильмов про геологов (как реальных, так и мифологических – гномов). Очень желательно отвести школьников в минералогический музей или, например институт искусственных камней. Таким образом, школьники увидят цель своей работы. Эту работу можно проводить при изучении темы «минералы и горные породы». Имеет смысл спланировать изучение данной темы на конец учебного года, поскольку тогда домашнее задание по сбору образцов для коллекции придется на летние каникулы. Летом обычно дети имеют возможность выехать из города (на озеро, в деревню, на дачу, в другой регион нашей страны или другую страну) и найти несколько существенно отличающихся друг от друга камней (горных пород или минералов). Поскольку теоретический материал уже изучен, то школьники уже могут предварительно классифицировать образцы и сделать вывод об их геологических отличиях.

На занятие в сентябре учитель готовит электронный лабораторный журнал для каждого школьника, который включает:

                                                                                                             Таблица 1

                               электронный лабораторный журнал

Теоретическое введение

    Основная часть

            защита

 

 

 

 

 Подготовительная работа так же может включать (если она не проводилась на других дисциплинах) знакомство школьников с измерительными инструментами, правилами работы и техникой безопасности, при этом необходимо акцентировать внимание учеников на такие вопросы, как цена деления (можно на примере лабораторных весов) и виды ошибок (систематические, случайные, промахи). Ребята дома изучить лабораторный журнал, особенно раздел «Методы исследований». На следующем занятии по алгоритму, представленному в разделе «Порядок выполнения работы», под пошаговым контролем учителя на имеющемся оборудовании  осуществляют исследование образца.

На основании полученных данных и имеющихся таблиц (твердости, плотности) школьник (при консультации учителя) осуществляет классификацию образца. Дома школьник собирает материал о данной породе или минерале и пишет отчет. Если учитель считает, что отчет не нуждается в коррекции, то он его вместе с камнем передает в школьный музей для подготовки к экспонированию.

             Первое исследование должно быть проведено очень тщательно, чтобы школьники могли уже самостоятельно дома провести классификацию имеющихся образцов и передать их вместе с отчетами в музей. Отчет включает: где и кем найден   минерал или камень, название, формула, масса, объем, плотность, твердость, текстура,информация об истории.Подобную проектную работу школьников с минералами и камнями можно считать началом профессиональной ориентации. И  в  этой  работе каждый   минерал  или  камень  будет подписан   номером, соответствующий   последовательностью  отвечающего. Таблицу с   полным  описанием  минерала  или  камня  сдается  преподавателю. Если  есть  условия в  школе, то  можно  таблицу  показать  через  проектор, чтобы  дети  видели описание   камня  или  минерала. После ответа  учащихся, преподаватель собирает все минералы  и  относит  в  музей. Результатом реализации данного проекта станет школьный музей минералов и горных пород, где каждый минерал имеет номер, которому соответствует номер исследовательской работы конкретного ученика (на основе лабораторного журнала) с ФИО, классом, годом исследования и всеми результатами исследования. 

Список использованных источников
  1. 1. Региональные проблемы и рациональные предложения учителей географии. Интернет-ресурс. http://www.rgo.ru/2011/12/regionalnye-problemy-i-racionalnye-predlozheniya-uchitelej-geografii/ 2. Краеведение и практические занятия. Интернет-ресурс. http://www.rgo.ru/2011/12/regionalnye-problemy-i-racionalnye-predlozheniya-uchitelej-geografii/ 1.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.