ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ПРОЕКТ ПО КРИПТОГРАФИИ.

Авторы: Николаев Евгений Игоревич 1, Астрахарчик Нина Алексеевна 2, Почетная Грамота Министерства образования и науки Российской Федерации «Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации». Почетное звание «Заслуженный работник образования Московской области», Астрахарчик Нина Алексеевна 2, Почетная Грамота Министерства образования и науки Российской Федерации «Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации». Почетное звание «Заслуженный работник образования Московской области», Николаева Ольга Викторовна 3, Николаева Ольга Викторовна 3
1 Российский Государственный Геологоразведочный Университет имени Серго Орджоникидзе, 2 Лицей города Троицка, 3 ООО "Мини-Лана"
В статье описывается научно-исследовательская проектная работа, которая начиналась в старших классах, раскрываются особенности работы со старшеклассниками и о продолжении работы по теме криптография в ВУЗе.
В статье описывается научно-исследовательская проектная работа, которая начиналась в старших классах, раскрываются особенности работы со старшеклассниками и о продолжении работы по теме криптография в ВУЗе.

Проектная работа по криптографии, началась во время обучения в школе и интегрировала несколько школьных предметов: математика, информационные технологии. Современное школьное образование - это не просто пассивное получение знаний. Внедрение в школьное образование научно-исследовательской проектной работы позволяет развивать учащимся свои творческие способности. Формирует их активную жизненную позицию - это активный поиск, исследование, осмысление материала, умение находить, анализировать, систематизировать и, самое главное, грамотно излагать полученную информацию. Начало работы над проектом было положено в 2011-2012 учебном году. Проект был представлен на конкурс «Учебный проект» в рамках VII Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (http://portfolio.1september.ru/), где стал лауреатом конкурса и был напечатан в сборнике. В 2012-2013 учебном году работа продолжилась. Проект дорабатывался и был представлен на I школьной международной заочной научно-исследовательской конференции «Проба пера». Материалы были выложены на обсуждение сверстников и экспертов на сайте конференции (http://sibac.info/). По результатам конференции проект стал лауреатом – лучшая научно-исследовательская статья и опубликован в сборнике. По разработанному плану и с учетом обсуждения на конференции работа над проектом продолжалась. Далее проект участвовал в VII Всероссийском конкурсе научно-инновационных проектов для старшеклассников «Сименс» (http://www.science-award.siemens.ru/), где на региональном этапе получил диплом. На XXIV Международной конференции «Применение инновационных технологий в образовании» был сделан доклад по проекту и получен диплом за лучший доклад на конференции. К моменту поступления автора проекта в ВУЗ, результат работы позволил не только наработать портфолио, но и научил отстаивать свое мнение, самостоятельно работать над поставленной задачей, находить варианты решения и выбирать оптимальные, а так же коммуникативные: общение со специалистами по конкретно возникающим вопросам. В 2013-2014 учебном году, в ВУЗе работа над проектом продолжалась. Был изучен новый пласт материала, сделана минимизация программного продукта и сделаны доработки для возможности использовать систему Секретной Личной Переписки (СЛП) в условиях геологической разведки. И проект принял участие в 3rd Conference “Applied Sciences in Europe: tendencies of contemporary development” и был напечатан в сборнике. Далее статья написана автором проекта. О проекте. Человек - существо социальное, много тысячелетий он живет в обществе себе подобных. Разговаривает с разными людьми совершенно по-разному, и то, что сообщает одним, старается скрыть от других. Получается, что с зарождения человеческой цивилизации возникло умение сообщать информацию одним людям так, чтобы другие не поняли. С возникновением письменности задача обеспечения секретности передаваемых сообщений стала особенно актуальной. А с распространением глобальной сети Интернет проблема защиты информации стала одной из первоочередных. Во время работы над проектом в школе, созданная система использовалась для личной переписки. Это электронные письма, чаты, социальные сети и т.д. В ВУЗе, нашлись новые перспективы в использовании системы после ее модернизации. В условиях геологической разведки не всегда есть возможность при передаче важных данных через Интернет использовать постоянный защищенный канал связи. Современный геофизик – это молодой энергичный специалист. Его основной инструмент – это ноутбук и самые разнообразные чувствительные датчики. Используя все существующие физические поля геофизик способен видеть сквозь десятки и сотни километров земной толщи. В ситуации, когда во время геологической разведки получена важная информация, которую надо оперативно передать в центр и хорошо защитить от прочтения посторонними, можно использовать систему СЛП. Система СЛП представляет собой криптографическую систему для передачи шифрованного текста через открытый Интернет с дополнительным каналом передачи секретного ассиметричного ключа. Она состоит из программного продукта - шифровально-дешифровальной программы, а так же оборудования – компьютер и телефон. Работает система СЛП с текстом. Система создает шифрованные сообщения, которые передаются через Интернет. Ключ создает сам отправитель, при помощи программы и это обеспечивает создание индивидуального нового секретного ключа для каждого сеанса передачи информации. Кодировка данных происходит по линейной алгебраической функции с одной переменной. Отправитель шифрует текст в цифры с помощью ключа и пересылает получателю через Интернет. Ключ передается получателю с помощью телефона, удобнее передавать СМС, так как программа для передачи ключа выдает набор цифр. Получатель по разным каналам получает шифрограмму и ключ, вводит полученную информацию по запросу программы и получает исходный текст. При каждом новом сеансе передачи текст шифруется новым ключом (непосредственно составленным пользователем), а шифрограмма и ключ передаются разными каналами передачи информации, такой вариант шифровки получается трудновскываемым. В ВУЗе работа по теме криптография продолжилась и расширилась, началась разработка нового проекта и в следующем году планируется представить эти результаты на технических конференциях.

Список использованных источников
  1. 1. Бунин О. Занимательное шифрование: Мир ПК, № 07, 2003.
  2. 1. Бунин О. Занимательное шифрование: Мир ПК, № 07, 2003.
  3. 2. Николаев Е. Криптография, математические алгоритмы при шифровании // Сборник описания работ. Издательский дом "Первое сентября". 2012. С.250
  4. 2. Николаев Е. Криптография, математические алгоритмы при шифровании // Сборник описания работ. Издательский дом "Первое сентября". 2012. С.250
  5. 3. Николаев Е., руководитель: Астрахарчик Н.А., «Криптография, система личной переписки через Интернет» // «Проба пера» «Естественные и математические науки»: материалы I школьной международной заочной научно-исследовательской конференции. Новосибирск. Издательство «Сибирская ассоциация консультантов». 2012. С.55.
  6. 3. Николаев Е., руководитель: Астрахарчик Н.А., «Криптография, система личной переписки через Интернет» // «Проба пера» «Естественные и математические науки»: материалы I школьной международной заочной научно-исследовательской конференции. Новосибирск. Издательство «Сибирская ассоциация консультантов». 2012. С.55.
  7. 4. Nikolaev Evgeniy Igorevich, System for transmitting sensitive information over the Internet // Applied Sciences in Europe: tendencies of contemporary development, proceedings of the 3rd International scientific conference. ORT Publishing. Stuttgart. 2013. P.51-52.
  8. 4. Nikolaev Evgeniy Igorevich, System for transmitting sensitive information over the Internet // Applied Sciences in Europe: tendencies of contemporary development, proceedings of the 3rd International scientific conference. ORT Publishing. Stuttgart. 2013. P.51-52.
Вид представления доклада  Публикация
Презентация доклада  Загрузить
Ключевые слова  Проектная работа

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.