ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОРТФЕЛЯ ПЕДАГОГА

Авторы: Герасимова Елена Константиновна 1, Зенкина Светлана Викторовна 2, доктор педагогических наук, профессор
1 ФГАОУ ВПО "Северо-Кавказский федеральный университет", 2 ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» (ГБОУ ВПО МО АСОУ), г. Москва
В статье рассматривается содержание модуля программы курсов повышения квалификации, направленного на профессиональное развитие учителя в области применения сетевых сервисов для создания электронных дидактических материалов по учебному предмету в информационно-насыщенной среде образовательного учреждения.

Формирование и развитие информационной образовательной среды школы включает такие важные факторы, как технологический (аппаратные, программные, образовательные ресурсы), организационный (обеспечение доступности средств ИКТ в учебном процессе) и антропологический (ИКТ-компетентность всех участников образовательного процесса). Поэтому сегодня приоритетными направлениями профессионального развития учителя является способность применять ресурсно-информационные базы для решения педагогических задач, самостоятельно приобретать новые знания и умения с помощью информационных технологий, а также готовность к использованию современных аудиовизуальных средств, сетевых сообществ и сервисов для организации своего дидактического и методического портфолио [1, 4]. Помочь педагогу преодолеть барьер перед стремительно развивающимися и внедряющимся в образовательную деятельность информационными технологиями призваны курсы повышения квалификации [3, 5]. Учитывая выше сказанное, в предложенном нами курсе повышения квалификации «Развитие профессиональной компетентности учителя в области применения  ИКТ» мы сделали акцент на создании электронного дидактического материала и методической составляющей с помощью он-лайн сервисов, включив в программу модуль «Сетевые технологии в организации дидактического портфеля педагога».

Модуль рассчитан на 24 ч, из них на лекционную работу отводится 4 ч, на практические занятия -  8 ч, остальное время посвящено самостоятельной работе.

Модуль знакомит с понятиями web 2.0, wiki-технология, электронный дидактический материал и классификацией сетевых сервисов. Отдельные часы отводятся изучению сервисов и приложений Диска Google, созданию с их помощью дидактического материала в виде интерактивных рабочих листов. Все задания и дополнительный материал для слушателей размещаются на GoogleСайте. Это позволяет организовать смешанное обучение, в котором сочетаются преимущества очной формы обучения с преимуществами взаимодействия с учителем посредством Интернет. При этом слушатель может корректировать внеаудиторные часы по своему усмотрению, поскольку преподаватель курса выступает в роли тьютора и менеджера, помогая осуществлять работу над заданиями дистанционно посредством почты Gmai и аккаунта Google. Все результаты работы в виде ссылок слушатели вносят в коллективную сетевую Таблицу продвижения, выполненную в приложении Таблица Google. На первом занятии учителя проходят регистрацию на почте Googleи получают доступ  к сайту модуля. Каждый этап модуля ограничен по времени (часы, дни), поэтому слушатели на протяжении всего обучения планируют график работы и отмечают его в Календаре Google.

В рамках модуля уделяется внимание таким сервисам, как Symbaloo, Calaméo, Mindomo, Tagul.

Symbaloo – сервис хранения закладок. С помощью данного сервиса слушатели создают обзорную панель в виде  ссылок на сетевые сервисы и сообщества, которые будут использовать в своей педагогической деятельности.  Ссылки оформляют картинками или предустановленными иконками на цветном фоне.

С помощью сервиса Calaméo учителя публикуют в Интернете наработанный дидактический материал по предмету (мультимедиа презентации, текстовые методические разработки и т.п.), формируя интерактивные электронные документы для чтения. При этом создается ощущение чтения бумажного документа: можно перелистывать страницы, отмечать интересные места, увеличивать масштаб изображения в журналах, брошюрах, презентациях. Сервис поддерживает большинство типов офисных форматов.

Mindomo – сервис, позволяющий структурировать информацию в виде ментальных карт и визуализировать её средствами сетевых сервисов Web 2.0. Каждый узел карты-схемы может иметь один или несколько дочерних элементов. Учителя представляют какой-либо раздел преподаваемой дисциплины в виде ментальной карты, включая текстовую, графическую, аудио или видео информацию из Интернет-источников.

Сервис Tagul генерирует облако, отображая наиболее часто используемые слова крупным шрифтом. Облако представляется в различных цветовых гаммах и формах, как стандартных, так и загруженных пользователем. Сервис подходит для занятий с использованием активных и интерактивных методов обучения, облегчает запоминание сложных терминов и определений, позволяет отработать сложный терминологический аппарат и т.п. [2]. С помощью данного сервиса учителя создают инфографическое изображение, которое размещают в интерактивный рабочий лист GoogleDocuments для заданий на функциональное чтение несплошного текста.

Успешным завершением модуля считается создание общедоступного электронного дидактического портфеля, в который входят авторские разработки учителей по различным школьным предметам с методическими рекомендациями по их применению, реализованные в среде сетевых сервисов.

Таким образом, важно не только научить педагога владеть информационными технологиями, применять их в своей профессиональной деятельности, но и способствовать распространению опыта среди коллег в пространстве педагогических сообществ сети Интернет.

Список использованных источников
  1. Герасимова Е.К. Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся на основе сервисов сети Интернет // Мат-лы Междунар. научн.-практ. конф. «Актуальные проблемы педагогики и психологии». Новосибирск, 2012 г. С. 59-63.
  2. Герасимова Е.К. Применение сетевого сервиса Tagul при разработке дидактических материалов по биологии // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. 31 марта 2014 г.: Часть 4. Тамбов, 2014. С. 36-40 [Электронный ресурс] / URL: http://ucom.ru/doc/conf/2014_03_31_04.pdf (Дата обращения: 05.05.2014).
  3. Захарова Т.Б., Зенкина С.В., Сурхаев М.А. Актуальность введения курса «Информатизация управления образовательным процессом» в методическую подготовку будущих учителей информатики // Информатика и образование. 2011. № 5. С. 46-52.
  4. Зенкина С.В., Салангина Н.Я. Сетевые сообщества и использование их возможностей при организации повышения квалификации учителей // Педагогическая информатика. 2012. № 3. С. 8-14.
  5. Салангина Н.Я., Зенкина С.В. Возможности информационно-коммуникационной образовательной среды в повышении квалификации учителей // Информатика и образование. 2011. № 6. С. 76-80.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Дополнительное образование взрослых

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.