ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

МБДОУ детский сад № 99 "Родничок"
Данный материал по использованию мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающем процессе по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста предназначен для педагогов и специалистов ДОУ.
Уже много написано на тему использования компьютерных технологий в ДОУ. Сегодня специалисты и педагоги детских садов все чаще задумываются над вопросами: «Как организовать процесс обучения и развития по – новому так, чтобы преодолеть нежелание воспитанников искать и получать знания?» Считаю, что одна из причин интеллектуальной пассивности наших детей - ограниченность их интеллектуальных впечатлений и интересов.

Уже много написано на тему использования компьютерных технологий в ДОУ. Сегодня специалисты и педагоги детских садов все чаще задумываются над вопросами: «Как организовать процесс обучения и развития по – новому так, чтобы преодолеть нежелание воспитанников искать и получать знания?» Считаю, что одна из причин интеллектуальной пассивности наших детей - ограниченность их интеллектуальных впечатлений и интересов.

Эффективной формой организации работы с компьютером в детском саду может стать проведение медиазанятий с применением презентаций. Здесь есть ряд преимуществ: заинтересованность детей, повышение познавательной мотивации воспитанников, индивидуализация обучения детей с разным уровнем познавательного развития, а значит  в целом, возможность оптимизировать педагогический процесс и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Поэтому как педагог – психолог ДОУ ставлю перед собой задачу разработать электронное пособие по развитию познавательных способностей и психического развития детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий. Ведь «мультимедийные презентации сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка» (А. Г. Нарушевич).

Пособие состоит из двух коррекционно-развивающих программ «Дорогой знаний» и «Радуга эмоций», каждый из которых выполняет ряд своих задач. Компьютерные презентации использую на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста на индивидуальных и групповых занятиях.

В рамках разработанной программы «Дорогой знаний» проводятся занятия на развитие у воспитанников познавательных психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и мелкой моторики. В каждое занятие включены 1–2 задания с использованием мультимедийных презентаций («Найди такую же фигуру», «Запомни последовательность», «Что перепутал художник», «Расшифруй», «Четвертый лишний», «Чего не хватает?» и др.) или развивающие мультфильмы (из серии каналов Капуки Кануки, Мизяка Дизяка), что позволяет активизировать познавательную деятельность детей, поддерживать интерес в течение всего занятия.

Пособие программы «Дорогой знаний» и включает два раздела.

Раздел № 1 «Развитие познавательных психических процессов»:

• восприятие;

• память;

• внимание;

• мышление.

Раздел № 2 «Формирование математических представлений»:

• развивать умение ориентироваться на плоскости;

• закреплять представления о величине предметов;

• проводить работу с геометрическими фигурами;

• изучать и закреплять цифры;

• совершенствовать навыки счета.

Пособие программы «Радуга эмоций» включает: «Развитие эмоциональной сферы»

• предупреждение и снижение тревожности у детей;

• профилактика страхов;

• развитие эмоциональной регуляции поведения детей.

В работе с детьми с применением мультимедийных презентаций педагог – психолог должен соблюдать определенные принципы проведения занятий. В своей работе стараюсь опираться на следующие принципы:

1) Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития и подготовки детей, их интересам, т. е. принцип доступности;

2) Темп и уровень сложности определяются индивидуально. Важно знать уровень развития каждого ребенка, определять зону его ближайшего развития, использовать вариативность презентаций согласно этим знаниям, т. е. принцип индивидуальности и развивающего обучения;

3) Уметь устанавливать взаимосвязь между процессами, находить аналоги в реальной жизни, т. е. принцип связи с жизнью;

4) взаимосвязь между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций, т. е. принцип систематичности и последовательности обучения.

Мультимедийные презентации используются как целое занятие или его часть:       • на этапе диагностики;

• введения нового материала;

• закрепления материала;

• контроля знаний.

Планирую представить пособие родителям на собраниях и консультациях. Желающим родителям будет предложено заниматься с детьми дома по некоторым разделам пособия, используя диск с презентациями. Это поможет закрепить знания, полученные детьми на занятиях с педагогом-психологом, привлечет к совместной деятельности родителей.

Думаю, что при условии соблюдения систематического использования в коррекционно-развивающем процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается. Для меня компьютерные технологии сегодня помогают преодолеть интеллектуальную пассивность детей, является удобной и эффективной формой работы с воспитанниками в ДОУ. Они органично встраиваются в систему моей работы как педагога - психолога, не заменяют непосредственного межличностного общения с детьми, а помогают решать поставленные задачи.

Список использованных источников
  1. 1. Лоу Д. Microsoft Office PowerPoint 2007 для чайников. М., 2008.
  2. 2. Елизаветина Т.М. Компьютерные презентации: От риторики до слайд-шоу. М., 2004.
  3. 3. Безека С.В. PowerPoint 2007. Как создать красочную и информативную презентацию. Создание презентаций в PowerPoint 2007. Владимир, 2008.
  4. 4. Нарушевич А.Г.. Поделимся опытом. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе http://rus.1september.ru/articles/2010/10/02
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Дошкольное образование
Ключевые слова  Уже много написано на тему использования компьютерных технологий в ДОУ. Сегодня специалисты и педагоги детских садов все чаще задумываются над вопросами: «Как организовать процесс обучения и развития по – новому так, чтобы преодолеть нежелание воспитанников искать и получать знания?» Считаю, что одна из причин интеллектуальной пассивности наших детей - ограниченность их интеллектуальных впечатлений и интересов.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.