ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Оперативное управление и мониторинг результатов учебного процесса в системе программ «1С:Образование 5. Школа»

Фирма "1С"
В докладе рассматриваются возможности системы программ «1С:Образование 5. Школа» для решения задач оперативного управления учебным процессом на основе мониторинга его результатов, что позволяет использовать данный программный продукт для создания АРМ педагога-предметника.

Вступивший в силу в сентябре 2013 года новый Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» задал направление развития системы общего образования в России, связанное с повышением эффективности деятельности образовательных организаций, достижения результатов Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) всех уровней общего образования и ростом качества общего образования. В актуальных сегодня нормативных документах четко определено, что одним из основных условий повышения качества общего образования является формирование информационно-образовательной среды школы – открытой педагогической системы, сформированной на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий [1].

Такие требованияпредполагают переход общеобразовательных организаций на качественно иной уровень программной оснащенности, причем задача выбора программного обеспечения для организации и поддержки образовательного процесса весьма непроста. Одним из программных продуктов, успешно использующихся в школах Российской Федерации для создания информационно-образовательной среды, являетсясистема программ для организации и поддержки учебного процесса «1С:Образование 5. Школа» (и ее предыдущие версии), разработанная фирмой «1С» в 2013 году и предназначенная для включения элементов электронного обучения в учебный процесс в общеобразовательных организациях [2].

В 2014 году выпущена очередная версия системы программ «1С:Образование 5. Школа» (релиз 5.0.3), в развитии функционала которой сделан акцент на решение задач оперативного управления учебным процессом на основе мониторинга его результатов. Среди новых функциональных возможностей системы важно выделить такие, как:

·                      Поддержка альтернативных стандартной пятибалльной шкале систем оценивания;

·                      Выставление нескольких оценок за урок;

·                      Привязка оценок к типам уроков и типам учебной деятельности;

·                      Поддержка средневзвешенной системы оценивания;

·                     Построение оперативных отчетов педагога

·                     Построение системных отчетов о прохождении тестирования.

Классификация уроков по цели организации учебной деятельности позволяет более точно отобразить специфику учебного процесса, а использование средневзвешенной системы оценивания обеспечивает четкий оперативный контроль за ходом учебной деятельности, позволяет интегрально оценить все виды учебной деятельности и учесть вклад каждой оценки в итоговую. Опыт использования средневзвешенной системы оценивания в образовательных организациях показывает, например, что благодаря тому, что коэффициент оценки за домашнюю работу снижен, однократное невыполнение задания существенно на итоговую оценку не влияет, зато нерегулярное выполнение домашних заданий ощутимо снижает средний балл. При этом оценки за творческие работы и проекты могут  иметь максимальный коэффициент, что является серьезным стимулом для участия школьников в такой деятельности [3].

Важным рабочим инструментом учителя в условиях реализации современной модели обучения, в которой учитель перестает быть распространителем информации, а становится организатором процесса познания, являются оперативные отчеты о ходе учебного процесса, например:

·                      Отчет «Текущее качество знаний и успеваемость группы учащихся по учебной дисциплине» предоставляет педагогу наглядную картину академической успеваемости его учеников;

·                      Отчет «Средний балл учащегося по типам учебной деятельности» позволяет выявить проблемы в обучении конкретного учащегося, а также более обоснованно подойти к выставлению итоговой оценки;

·                      Отчет «Текущее качество знаний и успеваемость учащегося по всем изучаемым учебным дисциплинам» позволяет педагогу-предметнику наглядно увидеть общую картину успеваемости учащегося по всем изучаемым в текущий момент времени учебным дисциплинам. Данный отчет позволяет выявить группы предметных областей, в которых учащийся имеет наибольший академический успех, и привлекать данного учащегося к проектной деятельности или участию в олимпиадах по данному направлению. 

Эти и другие новые возможности позволяют сегодня позиционировать систему «1С:Образование 5. Школа» не только как инструмент для организации учебной деятельности на основе электронных образовательных ресурсов, но и как программный продукт для создания АРМ педагога-предметника.

Список использованных источников
  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения // http://www.standart.edu.ru/
  2. 2. Чернецкая Т.А., Кузора И.В., Первушин В.Ю. Разработка компьютерных программ в целях повышения эффективности работы организаций общего образования / Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов 14-й международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Применение технологий «1С» для повышения деятельности организаций образования) 28-29 января 2014 г. Часть 2. – М.: ООО «1С-Паблишинг», 2014. – С.204-207.
  3. 3. Гусев Ю.В. Особенности внедрения электронных журналов и дневников с применением нестандартных систем оценивания / Информатика и образование, №3, 2014. – С.33-35.
Уровень  Среднее (полное) общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.