ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Автоматизация системы оценки качества освоения учебной программы

Автор: Журавлев Антон Евгеньевич, Кандидат технических наук, Доцент
ФГБОУ ВПО "Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова"
В статье рассматриваются вопросы и проблемы автоматизированной оценки знаний и навыков студентов преимущественно технических специальностей, приобретенных в процессе обучения, в т.ч. связанных с формализацией, разработкой, алгоритмизацией, систематизацией, программированием и анализом данных.

 

Сверхдинамичное развитие современных технологий ставит все более и более высокие требования работодателей к своим нынешним и будущим сотрудникам. Большинство современных специальностей, актуальных во множестве сфер, например, в аналитике или на производстве, требуют значительно более высокого уровня квалификации специалистов, чем это было ранее.

Современный профессионал должен уметь быстро и грамотно читать и формировать чертежи и документацию, вырабатывая точные и верные цели и задачи рабочего процесса, квалифицированно использовать высокотехнологичное оборудование, на должном уровне владеть основными иностранными языками, осуществлять взаимодействие с автоматизированными информационными системами. Фактически, это должен быть высококвалифицированный специалист с широким спектром знаний инженера и прикладными навыками рабочего.

Существующие образовательные программы колледжей, лицеев, техникумов и т.п., ориентированные на практическое обучение, не справляются с подготовкой специалистов такого уровня. Однако и выпускники вузов получая комплекс фундаментально-теоретических и академических знаний в результате не имеют практического производственного опыта работы в условиях, близких к реальным.

Решение этой проблемы появилось совсем недавно и носит название «прикладной бакалавриат». Так, в данном образовательном стандарте уделено заметно большее внимание приобретению студентами практических навыков работы, что, естественно, негативно сказывается на времени, отведенном теоретической подготовке. Таким образом, в процессе подготовки прикладных бакалавров в полный рост встает проблема, связанная с недостаточностью времени на освоение и проверку базовых теоретических знаний. Решением данной проблемы вполне могут стать современные средства автоматизированной проверки.

На начальном этапе для первичного осуществления процесса обучения и проверки практических навыков студентов в должной степени, необходимо разработать и внедрить следующие компоненты автоматизированной информационно-справочной системы (АИСС) оценки качества усвоения материалов учебной программы:

1.        Базовый комплекс АИСС.

2.        Модуль «Документация».

3.        Модуль «Программирование».

Базовый функционал комплекса позволяет формировать электронные тесты и осуществлять импорт прочих материалов с возможностью использования широкого спектра различных типов вопросов, однако он не позволяет оценить практическую работу студента в связи со сложностью автоматизации такого процесса. Все компоненты имеют модульную структуру, осуществляют обмен данными в совместимом формате XML, легко конфигурируются, производительны и масштабируемы.

Модуль «Документация» в составе программного комплекса должен осуществлять проверку материалов, подготовленных студентами в процессе подготовки к защите выполненной практической работы. Материалами являются файлы различных форматов. Высокая масштабируемость модуля обеспечивается компонентной организацией поддерживаемых форматов входных файлов с возможностью подключения новых и модификации существующих компонентов «на лету».

Рамочный модуль «Документация» является динамическим контейнером, осуществляющим организацию взаимодействия входных файлов с АИСС. Таким образом, сам рассматриваемый модуль непосредственно не содержит ни алгоритмов обработки данных ни компонентов синтаксического анализатора, а лишь предоставляет управляющему процессу средства сопряжения с процедурами и функциями, находящимися в динамическом стеке компонент.

Для связи файлов и компонентов в АИСС используется технология связывания и внедрения объектов в другие документы и объекты OLE (Object Linking and Embedding) и объектная модель компонентов СОМ (Component Object Model).

На модуль «Программирование» ложатся функции компиляции (интерпретации) пользовательских текстов на различных языках программирования, возвращения результата в интерфейс управляющей подсистемы, а также некоторого внутреннего ограниченного анализа этих результатов.

Фактически, данный модуль представляет собой метаинтерфейс, передающий управление по входящему запросу на один из доступных компиляторов или интерпретаторов. Причем, в рамках одной квазикомпоненты могут быть реализованы (т.е. сопряжены или подключены) несколько различных программных библиотек-компиляторов.

Модуль «Программирование» содержит встроенный анализатор, позволяющий проверить выполненное практическое задание на:

·          плагиат;

·          быстродействие;

·          соответствие вторичным входным параметрам.

Также механизм анализатора позволяет в целом оценить результат работы по одной из конфигурируемых шкал.

Обеспечение новейших методов подготовки высокопрофессиональных кадров, таких как программы прикладного бакалавриата, должно обеспечиваться соответствующими передовыми технологиями обучения и проверки теоретических и практических знаний. Рассмотренный тип АИСС является непременным атрибутом эффективности подготовки прикладных бакалавров.

Список использованных источников
  1. 1. Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой — Москва: Оргсервис-2000, 2006
  2. 2. Журавлев А.Е. Об автоматизации системы контроля знаний в вузе в соответствии с положениями Болонского процесса // Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов четырнадцатой международной научно-практической конференции «Применение технологий «1С» для повышения эффективности деятельности организаций образования» 28-29 января 2014 г. Часть 2. – М.: ООО «1С-Паблишинг», 2014. 393 с.: илл. Стр. 77-77
Уровень  Бакалавриат
Ключевые слова  автоматизация обучения, тестирование, экзаменатор, прикладной бакалавриат, программирование, информационная система

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.