ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Система авторизации учебных файлов студентов

Авторы: Друшляков Геннадий Иванович 1, Назаренко Эдуард Григорьевич 2
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области "Академия социального управления", 2 Академия социального управления
В докладе рассматривается построение системы контроля авторства учебных файлов, создаваемых студентами в ходе практических работ по ряду дисциплин в компьютерном классе вуза, на основе интегрированной базы данных. Цель использования системы – исключить возможность несамостоятельного выполнения студентами практических работ.
Сделай сам

Система авторизации учебных файлов студентов

Друшляков Г.И. (genadrug@gmail.com), Назаренко Э.Г. (edwardgrig@gmail.com)

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области
«Академия социального управления» (АСоУ),
г. Москва

Аннотация

В докладе рассматривается построение системы контроля авторства учебных файлов, создаваемых студентами в ходе практических работ по ряду дисциплин в компьютерном классе вуза, на основе интегрированной базы данных. Цель использования системы – исключить возможность несамостоятельного выполнения студентами практических работ.

В Академии социального управления по учебным дисциплинам кафедры информационных технологий в компьютерных классах проводится значительный объём практических работ, в ходе которых студентами создаётся большое количество файлов, относящихся к типам документов Microsoft Office (Word, Excel, Access, PowerPoint, Project, Visio). Методикой преподавания, принятой кафедрой ИТ, предусматривается индивидуальное выполнения типовых практических заданий по методическим разработкам кафедры. К концу семестра или учебного модуля в рабочих папках каждого студента накапливается несколько десятков (до сотни) файлов, установление подлинного авторства которых при контроле может оказаться проблематичным. В этой ситуации не обойтись без специальных средств контроля авторства файлов.

Разработанная и успешно применяемая нами в течение нескольких лет система авторизации учебных файлов основана на использовании специальных полей данных, предусмотренных объектной моделью документов Microsoft Office и называемых «свойства документа». Некоторые свойства (например, дата и время создания) являются универсальными для документов всех типов, другие свойства специфичны для отдельных типов документов. Для некоторых типов документов, кроме того, существует возможность определять нестандартные, «пользовательские», свойства.

Здесь должен быть рисунок из Рис_01.jpg

Рис. 1. Структура системы авторизации учебных файлов

Идея метода авторизации документа заключается в записи в файл специального кода, сформированного по алгоритму шифрования на основании регистрационного имени пользователя и даты-времени создания документа. Код авторизации присваивается одному из труднодоступных свойств каждого документа (особому для каждого типа документа) процедурой, вызываемой автоматически при каждом входе студента в систему с индивидуальным регистрационным именем (login). Файлы документов должны располагаться в заданной папке на рабочем столе или в любой вложенной в неё папке. В нашем вузе каждый студент при поступлении получает индивидуальный перемещаемый профиль на сервере, чем обеспечивается независимость от конкретного рабочего места в компьютерных классах и индивидуализация содержимого и настроек «рабочего стола».

Общая структура системы авторизации приведена на рис. 1. В её состав, на данный момент, входят три компонента:

1. Процедура авторизации файлов, реализованная в виде сценария WScript, запускаемая автоматически при открытии сеанса пользователя на рабочем месте. Сценарий имеет 4 вложенных программных модуля на Java Script и Visual Basic Script. Процедура осуществляет сканирование файлов, проверяя код авторизации. Если файл не авторизован, записывается код авторизации, если код авторизации уже был задан ранее, он сравнивается с «правильным» кодом. Все существенные данные о ходе проверки и авторизации сохраняются в интегрированной базе данных SQL Server для последующего анализа.

2. Процедура проверки авторизации файлов, реализованная в виде отдельного приложения VisualBasic, предназначена для проверки преподавателем отдельных «подозрительных» файлов. Результаты проверки просто отображаются на экране.

3. Процедура анализа нарушений авторизации файлов, реализованная в виде приложения Access, предназначена для выявления путём анализа БД «чужих» файлов в учебной группе, а также «подозрительных» файлов. Подозрительными считаются одноимённые файлы, имеющие одинаковые значения свойства Дата-время создания и очень близкие значения размера файла. Результаты оформляются в виде отчёта, в котором для каждого студента выводится список файлов с нарушением авторизации («чужих»).

База данных системы авторизации файлов интегрирована с базой данных автоматизиро­ванной информационной системы «Учебный процесс», тезисы доклада о которой были представлены на XXI Международной конференции 2010 года в г. Троицке [1].

В целом успешное применение системы авторизации показало работоспособность заложенных в неё принципов. Некоторые проблемы, с которыми пришлось столкнуться, связаны с проявляющейся иногда некорректной работой механизма свойств документов Microsoft Office. Например, в отдельных случаях свойство Дата-время создания не формируется, либо не может быть прочитано.

В настоящее время нами проводится работа по применению системы авторизации при использовании в учебном процессе облачных технологий, когда практические и самостоя­тельные работы выполняются студентами не только в компьютерных классах Академии, но и дома.

Литература

1. Друшляков Г.И., Назаренко Э.Г. Опыт разработки и проблемы внедрения АИС «Учебный процесс». Материалы XXIМеждународной конференции «Применение новых технологий в образовании», 28-29 июня 2010 г., Троицк.

Список использованных источников
  1. Друшляков Г.И., Назаренко Э.Г. Опыт разработки и проблемы внедрения АИС "Учебный процесс". Материалы XXI Международной конференции "Применение новых технологий в образовании", 28-29 июня 2010 г., Троицк
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.