ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

Московская Медиатека образовательных ресурсов как ступень формирования современной информационно-образовательной среды

Авторы: Сурков Виктор Александрович, Кандидат биологических наук, Доцент, Безруков Дмитрий Борисович, Буянова Татьяна Александровна, Герман Светлана Юрьевна
ГБОУ "Московский центр технологической модернизации образования"
Медиатека образовательных ресурсов, разрабатываемая ГБОУ «ТемоЦентр» с 2013 года, открыта по адресу http://store.temocenter.ru/. Медиатека предоставляет участникам системы образования, всем заинтересованным пользователям удобный доступ к электронным учебным ресурсам и расширенные возможности их использования в образовательном процессе.

Современный учитель находится в постоянном поиске форм, методов и технологий учебной работы, позволяющих наиболее успешно решать педагогические задачи и повышать качество образования за счет развития у школьников интереса к обучению.

Широкое использование информационных технологий и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) прямо определяется требованиями ФГОС. В ряду разнообразных информационных и образовательных электронных ресурсов, которые используются всеми участниками системы образования, наибольшим инновационным потенциалом характеризуются интерактивные мультимедийные ЭОР, предназначенные для активно-деятельностного освоения предметного содержания. Имеющийся опыт внедрения электронных ресурсов в учебный процесс показывает, что масштаб и продуктивность использования ЭОР определяются не только их собственными качествами, но и степенью удобства и простоты доступа, возможностями навигации по массивам ресурсов и их целевого подбора для решения актуальных для пользователей задач. Большое значение имеет также кроссплатформенность ЭОР.

Названные положения составили концептуальную основу создания Медиатеки образовательных ресурсов, открытой в конце 2013 года по адресу http://store.temocenter.ru/ ГБОУ «ТемоЦентр».

Медиатека образовательных ресурсов (далее Медиатека) представляет собой интернет-портал, на котором размещены ЭОР для дошкольного, среднего и дополнительного образования. Главная задача Медиатеки − предоставить всем участникам системы образования удобный доступ к ЭОР и расширенные возможности их использования. Представленные в Медиатеке ресурсы работоспособны на современных компьютерных платформах: их воспроизведение возможно в средах Windows, Linux, Android, Mac OS и iOS на настольных, переносных и мобильных (планшетных) компьютерах. Готовые к широкому практическому использованию интерактивные ЭОР структурированы в Медиатеке по уровням образования, предметным областям, предметам и темам, а также в привязке к некоторым полиграфическим учебникам. Не претендуя к настоящему моменту на полноту тематического охвата, Медиатека, тем не менее, включает более 5 000 электронных учебных ресурсов. Электронные учебные материалы, представленные в Медиатеке, открыты для обсуждения всеми участниками образовательного процесса. Все материалы Медиатеки предназначены для свободного использования в системе российского образования.

Структура Медиатеки ориентирована на максимально простой и удобный доступ к размещенным в ней электронным учебным материалам. Вниманию пользователей предлагается тематический каталог, разработанный на основе предметных рубрикаторов для дошкольного, общего и дополнительного образования. Пользователь может следовать по разделам каталога, выбирая в последовательно предъявляемых раскрывающихся списках интересующие его разделы и темы. Углубляясь в каталог, пользователь видит, какие он выполнил шаги в пределах каталога: все позиции в списке шагов представляют собой активные ссылки − пользователю при необходимости легко вернуться к любому из них.

Для работы с каталогом ресурсов предусмотрена возможность использования ряда фильтров.

В разделе Медиатеки «Ресурсы по учебникам» ЭОР соотнесены с некоторыми полиграфическими учебниками, используемыми в московских школах. В распоряжении пользователей два интерфейса для выбора ресурсов.

Также в Медиатеке реализованы сервисы поиска ресурсов, их сортировки по ряду критериев, интеграции с социальными сетями.

Для воспроизведения части учебных ресурсов Медиатеки требуется проигрыватель: на локальном компьютере он устанавливается один раз. Ресурсы, воспроизводящиеся проигрывателем, работоспособны в средах Windows и Linux.

Ресурсы, не требующие проигрывателя для воспроизведения, работоспособны, помимо Windows и Linux, также и в средах Android, Mac OS, iOS – они открываются в соответствующих браузерах.

Одним из центральных концептуальных положений, на которых основана Медиатека, является максимальная открытость как образовательных ресурсов, так и проекта в целом. Размещенные в Медиатеке ресурсы представляют собой архивы – пользователь может раскрыть их и перейти к содержимому папок, чтобы автономно использовать или заменять элементы контента, либо вносить более глубокие изменения в ресурс, создавая его вариатив или совершенно новый продукт. Открытость учебного контента отвечает новым требованиям к содержанию образования, представленным в ФГОС, поскольку предопределяет инновационные возможности для педагогического творчества, индивидуализации обучения, повышения мотивации обучающихся. В ближайшей перспективе предполагается разработать процедуру и реализовать сервис размещения в Медиатеке ресурсов, созданных учителями-новаторами. Таким образом, Медиатека будет служить не только источником интерактивного контента, но и станет площадкой для создания электронных ресурсов участниками образовательного сообщества, а, следовательно, продуктивным средством развития информационно-образовательной среды на всех ее уровнях.

Список использованных источников
  1. Аникуев С.В., Шарипов И.К. Электронный учебник как информационно-образовательная среда. − Сб. трудов по мат. научн.-практ. конф. «Инновационные технологии современного образования». – Ставрополь: АГРУС, 2013. − С. 10-13.
  2. Безруков Д.Б. Среда в образовании: концепции и практика. − Материалы заочн. Международн. научно-практ. конф. − Н.Новгород - Костанай, 2012. − С.46-47.
  3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. − М.: Издательский центр «Академия», 2010. − 368 с.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Дополнительное образование детей
Ключевые слова  электронные образовательные ресурсы, использование информационных технологий, информационно-образовательная среда, внедрение электронных ресурсов в учебный процесс, Медиатека образовательных ресурсов

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.