ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК В ГОРОДЕ МОСКВЕ 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ «БАЙТИК»
АНО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 
 XXV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»  
«ИТО-Троицк-2014»
25-26 июня 2014 года, г.Москва, г.о. Троицк

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Авторы: Тимофеева Светлана Александровна 1, грамоты областного управления образования, Ковалева Ольга Александровна 2, грамоты отдела образования г. Караганды
1 Литвинская школа-интернат для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, Казахстан, 2 КГУ Комплекс школа-детский сад №33 города Караганды, Казахстан
В статье рассматриваются вопросы создания на уроках математики особой развивающей среды – среды формирования ключевых компетенций и формирования функциональной грамотности

Информационно-образовательная среда как средство формирования функциональной грамотности учащихся

Тимофеева С.А. sveta.19.70@bk.ru

Литвинская школа-интернат для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, Казахстан

Ковалева О.А.  olga1970@ bk.ru    

Комплекс школа-детский сад № 33 г. Караганды Казахстан

 

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы создания на уроках математики особой  развивающей среды – среды формирования ключевых компетенций и формирования функциональной грамотности

        Ключевым ориентиром для совершенствования качества образования является Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы, в котором сказано: «…педагоги общеобразовательных школ Республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях». По мере развития общества требования к прикладным знаниям растут (расширяется их диапазон, формируются новые качественные признаки), можно сказать, что функциональная грамотность человека выступает показателем его способности адаптироваться к условиям микросоциума.

      Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время. Для этого нужно исходить из того, что такое функциональная грамотность, каковы ее индикаторы и характеристики умений, раскрывающих содержание каждого индикатора. Кроме того, необходимо рассмотреть средства формирования функциональной грамотности.

       В Национальном плане определены 3 области формирования грамотности: грамотности чтения;естественнонаучной грамотности; математической грамотности.Таким образом, акцент должен быть сделан на:средствах формирования грамотности чтения, средствах формирования математической грамотности , средствах формирования индикаторов функциональной  грамотности

Средства формирования индикаторов функциональной  грамотности

        Согласно исследованиям доктора педагогических наук Вершловского С.М. в России уже проводятся исследования функциональной грамотности выпускников школ. Разработаны индикаторы функциональной грамотности, причем каждый индикатор включает характеристики умений, раскрывающих его содержание.  Для определения средств развития навыков функционального чтения используются материалы курса https://sites.google.com/site/kursusfunctreading/home Курс "Развитие навыков функционального чтения", согласно которому основной способ развития функционального чтения – работа с текстом

Средства формирования математической грамотности

Математическая грамотность- способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Компоненты математической грамотности:  Воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений;Установление связей и интеграции материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи;  Математические размышления, требующие обобщения и интуиции. Средства развития математической грамотности, применимы  через: практико-ориентированный подход; дифференцированный подход;развивающий и системно-деятельностный подходы.

     Однако,  существуют проблемы, которые мешают развитию математической грамотности

Низкий уровень вычислительных навыков

Отсутствие практической направленности в математике (дефицит практико-ориентированного подхода в обучении)

Репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии)

Неумение организовать свой домашний учебный труд, ответственность за выполнение д/з.

Формальное изучение геометрии, как предмета формирующего пространственное мышление

Не восприятие учащимися необходимости заучивания основ теоретических понятий (формул, правил, теорем и т.д.)

       Функциональная грамотность  учащихся может  формироваться  с помощью компетентностно-ориентированных заданий,  интегрированных заданий и информационных технологий. Компетентностные задания (задачи международного исследования РISA, КОЗы).

Интегрированные  задания (математика-информатика, физика-математика, экономика-математика, астрономия-математика, география-математика). Кроме того,  одним из главных средств развития функциональной грамотности являются информационные технологии (персональный сайт учителя, дистанционные конкурсы, олимпиады, веб-квесты)

Нереализованные возможности:

Использование таких средств как современные сервисы и инструменты (представлены в виде схемы «Блум 2.0»        Данные формы   работы  способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся, обеспечивающей личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующей коммуникативные навыки, умения использовать информацию и технологии, решать проблемы, предприимчивость и креативность.

Список использованных источников
  1. Гаврилюк В. В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности // Социол. Исслед. 2006. N 12.
  2. Национальный план действийпо формированию функциональной грамотности школьников на 2012-2016гг//www.edu.gov.kz/fileadmin/user_upload/news/prezentacija_k_vystupleniju_ministra.pptx
  3. Официальный сайт Президента Республики Казахстан // http://www.akorda.kz/ru/ page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-14-dekabrya-2012-g_1357813742
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  Ключевые компетенции, математическая грамотность, функциональная грамотность, чтение

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.